От B~M Ответить на сообщение
К Сибиряк Ответить по почте
Дата 17.10.2019 13:31:23 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: Баку, всё...

>>Я прочитал, не вижу принципиальной разницы с ПВО Москвы. Ни там, ни там не было подготовленности всех (или хотя бы 50%), и там, и там были пилоты, которые всё-таки могли летать и сбивать ночью, несмотря на отсутствие опыта (как и у тех, которые не смогли).
>Так и в Горьком, Ярославле и Саратове тоже были пилоты, которые летали и даже сбивали, но на эффективность немецких налётов это не сильно повлияло. Пока не видно оснований полагать, что в Баку всё было бы совсем иначе.

Т.е. опыта ПВО Москвы в 1941 вы не видите? Так с этим не ко мне, а к окулисту.

>Да, численно ПВО района Баку сильнее ПВО Горького или Саратова. Но если отнести на площадь района и количество защищаемых объектов, то будет ли плотность ПВО больше, чем в Горьком, например?

Ну давайте посмотрим на Горький:
Безнаказанность полетов над Горьким немецких самолетов, привела к тому, что уже и самолеты-разведчики начали «наглеть» и после аэрофотосъемок атаковали город, сбрасывая по несколько бомб. 25 июня [1942] один единственный бомбардировщик двумя бомбами сжег склад древесины для изготовления планеров истребителей ЛаГГ.

Над Баку разведчики иной раз пролетали незамеченными, но и сбили их за 1942 5 штук.

Тактика массированного налёта на Горький 5 июня 1943:
Немцы понимая, что осуществить подготовку к стратегической бомбардировке в тайне не удастся, запустили дезинформацию, что 5-6 июня планируют массовый налет на Москву. А утром 2 июня над Москвой уже парил разведчик, которого эскадрилья ПВО сбила, не сумев принудительно посадить. Командование ПВО разведчика приняло за подтверждение «дезы» и готовилось защищать столицу, забыв обо всем на свете.
В ночь на 5 июня 168 бомбардировщиков разными маршрутами, протяженностью в 770 км в один конец, отправились на самый массированный ночной налет с начала войны против Советского Союза. В 22-30 штаб Горьковского корпусного района ПВО неожиданно получил от центрального поста ВНОС из Москвы тревожное сообщение о том, что большая группа бомбардировщиков противника пересекла линию фронта, прошла над Тулой и двигается в северо-восточном направлении. После этого были введены в действие РЛС РУС-2с, операторы, которых вскоре подтвердили, что со стороны Владимирской и Рязанской областей приближаются вражеские самолеты. В 23-56 по местному времени был подан сигнал «Воздушная тревога». Через 15 минут зенитчик и открыли заградительный огонь.

В оборонявших город зенитных полках отсутствовало оперативное управление огнем. Напрочь отсутствовало взаимодействие с прожектористами. Поэтому зенитчики вели лишь беспорядочный заградительный огонь на предполагаемом курсе и высоте полета бомбардировщиков. Но и он был бесполезным из-за непродуманной схемы расположения зенитных батарей. Находясь непосредственно у охраняемых объектов или вообще на их территории, они создавали наибольшую плотность огня прямо над ними, а не на подходах. Имевшиеся станции орудийной наводки использовались плохо, вследствие отсутствия практических навыков такой стрельбы. У летчиков дела были еще хуже. Командир дивизии полковник Иванов был пьян, и командование пришлось принять его заместителю Ковригину. В воздух были подняты лишь 12 ночных истребителей, распределившихся по своим «зонам патрулирования». Как ни странно, но и по окончанию бомбардировки, истребители даже не пытались преследовать бомбардировщиков.


В воспоминаниях Флоринского описываются, например, тренировки полётов над прожекторными полями Апшерона - очевидно, что ничего подобного в Горьком не делалось, а общий уровень готовности, из тех же воспоминаний, был много выше горьковского.

>Заметим при этом, что обнаружение самолётов, приближающихся со стороны гор, существенно затруднено по сравнение со среднерусской равниной.

Если ночью пытаться зайти со стороны гор, то очень высок шанс в тех горах и остаться.