От Исаев Алексей Ответить на сообщение
К А.Никольский Ответить по почте
Дата 26.05.2019 21:57:35 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; 1941; Суворов (В.Резун); Версия для печати

Мой текст

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Пять лет с нами нет человека, который сделал очень важную вещь: раздвинул горизонт познания войны 1941-1945 гг. В 1990-х открывались архивы, но влияние этого факта поначалу было мизерным. Общественная дискуссия в основном ходила по изрядно вытоптанному кругу из мемуаров и исследований советского периода. Новые технологии этот круг разрушили. Интернет-форумы дали трибуну и стали точками обмена сокровенным знанием с расширявшейся от года к году аудиторией. Михаил Николаевич Свирин обладал удивительной способностью терпеливо растолковывать довольно сложные вопросы даже людям, ошарашенным новым знанием и поначалу не готовым принять реальный мир: «Что значит Попель не брал Дубно?» «Разве Кулик не был ретроградом?» «Как это сорокапятка не пробивала Pz.III?» «Сколько-сколько часов работы двигателя в танке?». Он не скрывал находки в архивах и охотно делился открытиями с публикой. «Предел тыльной прочности» и «предел сквозного пробития» перестали быть рядом Тейлора и теоремой Ферма для интересующихся танками.
Одновременно в России зарождался именно тогда, во второй половине 1990-х гг. жанр иллюстрированной военно-исторической книги с сотней уникальных фотографий. Историю «Фердинанда», ИС-2 мы учили именно по книгам М.Н.Свирина. Историю необычной штампованной башни-«формочки» танков Т-34 УЗТМ, хорошо известной всем по фильму «Жаворонок», мы впервые узнали из уст Свирина, как и многое другое. Главное же, была задана высокая планка того, что можно называть исследованием по истории войн и военной техники.
Для всего этого нужно было быть крайне разносторонним и технически подкованным человеком. Будучи в советское время одним из разработчиков БРЭО Су-27, Свирин легко погружался в новые технологии, издательское дело, обработку фотографий, чертежи и даже верстку. Здесь надо сказать, что М.Н.Свирин ушел в историю из вполне успешного компьютерного бизнеса. Более того, чтобы напечатать одну из первых книг он продал свою машину-«шестерку». Пожалуй, самым точным определением для Михаила Николаевича будет «подвижник», Он стремился сделать мир лучше, восстановить память тех, кто сражался на полях больших и малых битв, кто вел незримую войну за кульманами и в заводских цехах. Сделать их живыми людьми с идеями и страстями в памяти поколений.
В военную историю в реалиях середины и конца 1990-х М.Н.Свирин пришел уже не новичком. У него уже был опыт немалый поисковой работы, когда он ходил по полям минувших боев в Подмосковье, там, где сражалась и погибала 33-я армия М.Г.Ефремова. Именно поиск сформировал уважительное отношение к прошлому, как и рассказы его отца о боях в оттепель на Балатоне против стальных чудовищ Третьего рейха.
Для очень многих Свирин стал тем, кто дал импульс для начала собственной работы в архивах. «А что так тоже можно было?» — прийти в серьезное государственное учреждение, заполнить бумаги и получать пожелтевшие от времени пухлые папки, письма из прошлого… Однако, чтобы это сделать часто нужен был яркий и сильный пример и понимание истории, в которой часто нет простых ответов на сложные вопросы. «Никогда не сравнивайте миллиметры с километрами в час» — как регулярно нам повторял Михаил Николаевич.


С уважением, Алексей Исаев