От gull Ответить на сообщение
К Alex Medvedev Ответить по почте
Дата 15.03.2019 00:42:11 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Каша какая-то

Добрый день,

Вы привели кучу малосвязанных между собой фактов, из которой предлагается сделать какие-то странные выводы.

Для начала надо понимать, что автобензин и авиабензин в то время в СССР это два совсем разных продукта, к которым предъявлялись совсем разные требования. Для автобензина, например, тогдашними ГОСТами октановое число вообще не нормировалось. Потому, что для отечественных автомоторов его в любом случае хватало.


>В декабре 1941 г. специалисты АН СССР в докладной записке руководству Госплана, предназначенной для служебного пользования, открыто признавали: «Существующая в СССР нефтепереработка сильно отстает от таковой в США по своей глубине и интенсивности. Выходы высокооктанового топлива низки (составляют единицы процента), так как основная масса его производится путем прямой гонки нефти...».В АН СССР полагали, что наилучшим решением проблемы был бы сделанный в США заказ на НПЗ по производству авиационного бензина. Незадолго до начала Второй мировой войны в США были разработаны технологические процессы, позволявшие существенно увеличить октановое число авиационного бензина, что резко повышало тактико-техни­ческие характеристики боевых самоле­тов. В основном в СССР производился для военной авиации бензин с октановым числом 74 и совсем немного — 78, в США — с октановым числом 100.

Здесь советские 74 и 78 - октановые числа базового бензина, без ТЭС, а американский 100 - с ТЭС. На самом деле должно быть 92 (4Б-74) и 95 (4Б-78) против 100. Т.е. разница, конечно, есть, но не очень большая.


>Основой нефтеперерабатывающих заводов в Гурьеве и Орске должны бы­ли стать установки каталитического крекинга «Гудри», а заводов в Куйбы­шеве и Красноводске — солярового крекинга «Винклер-Кох» и атмосферно-вакуумные трубчатки.Наиболее современными из них бы­ли установки «Гудри».

Новым словом для отечественной нефтеперерабатывающей промышленности были только установки каталитического крекинга Гудри. СССР пытался купить подобную установку до войны, но тогда США отказали. Целевой продукт - бензин каталитического крекинга с базовым октановым числом ~79-81, при добавлении ТЭС октановое число достигает 95-96. Т.е. по антидетонационным свойствам это прямой аналог отечественного Б-78. Таким образом два завода с установками Гудри позволяли освоить новую для нас и очень важную технологию и, потенциально, увеличивали производство дефицитного бензина с октановым числом 95. Речь не шла о каком-то качественном скачке в характеристиках доступного советской авиации авиабензина.

Установки термического крекинга Винклер-Коха были основой советского крекинга, в СССР они работали с начала 1930-х. Первые 15 штук были импортированы, затем у нас было освоено их производство. Целевой продукт - автомобильный крекинг-бензин. То есть технология по которой работали эти два американских завода была давно известно в Советском Союзе, речь шла просто о частичном восстановлении мощности отечественного термического крекинга, понесшего в начальный период войны очень существенные потери.

Вообще нужно различать производство высокооктанового бензина и высокооктановых компонентов. К последим относятся технический изооктан, алкилбензин, алкилбензол и т.п. Октановые числа этих компонентов без добавления ТЭС - порядка 90-96. Как правило, эти компоненты не использовались в чистом виде, а смешивались с бензинами имевшими более низкое октановое число для получения целевого продукта (в СССР - как правило для получения Б-78). В отличие от каталитического крекинга, отсутствовавшего в СССР до войны, установки по производству высокооктановых компонентов в СССР строились (как американские, так и отечественные), ввод их в эксплуатацию планировался на 1940 год, но, по различным причинам, задержался, поэтому фактически к началу войны у нас производилось только незначительное количество алкилбензола, изооктановая установка на Уфимском НПЗ начала давать продукцию уже после начала войны. Во второй половине войны начали вводиться в работу новые установки алкилирования и т.д. То есть СССР к началу войны имел необходимые технологии для производстве высокооктанового бензина, проблема была в количестве, которое он мог произвести. Эту проблему многократно усугубили потери первого периода войны, эвакуация и т.п. И да, американская помощь сыграла значительную роль в увеличении ресурса высокооктанового бензина доступного Советскому Союзу во время войны.

С уавжением,

gull