Каша какая-то
Добрый день,
Вы привели кучу малосвязанных между собой фактов, из которой предлагается сделать какие-то странные выводы.
Для начала надо понимать, что автобензин и авиабензин в то время в СССР это два совсем разных продукта, к которым предъявлялись совсем разные требования. Для автобензина, например, тогдашними ГОСТами октановое число вообще не нормировалось. Потому, что для отечественных автомоторов его в любом случае хватало.
>В декабре 1941 г. специалисты АН СССР в докладной записке руководству Госплана, предназначенной для служебного пользования, открыто признавали: «Существующая в СССР нефтепереработка сильно отстает от таковой в США по своей глубине и интенсивности. Выходы высокооктанового топлива низки (составляют единицы процента), так как основная масса его производится путем прямой гонки нефти...».В АН СССР полагали, что наилучшим решением проблемы был бы сделанный в США заказ на НПЗ по производству авиационного бензина. Незадолго до начала Второй мировой войны в США были разработаны технологические процессы, позволявшие существенно увеличить октановое число авиационного бензина, что резко повышало тактико-технические характеристики боевых самолетов. В основном в СССР производился для военной авиации бензин с октановым числом 74 и совсем немного — 78, в США — с октановым числом 100.
Здесь советские 74 и 78 - октановые числа базового бензина, без ТЭС, а американский 100 - с ТЭС. На самом деле должно быть 92 (4Б-74) и 95 (4Б-78) против 100. Т.е. разница, конечно, есть, но не очень большая.
>Основой нефтеперерабатывающих заводов в Гурьеве и Орске должны были стать установки каталитического крекинга «Гудри», а заводов в Куйбышеве и Красноводске — солярового крекинга «Винклер-Кох» и атмосферно-вакуумные трубчатки.Наиболее современными из них были установки «Гудри».
Новым словом для отечественной нефтеперерабатывающей промышленности были только установки каталитического крекинга Гудри. СССР пытался купить подобную установку до войны, но тогда США отказали. Целевой продукт - бензин каталитического крекинга с базовым октановым числом ~79-81, при добавлении ТЭС октановое число достигает 95-96. Т.е. по антидетонационным свойствам это прямой аналог отечественного Б-78. Таким образом два завода с установками Гудри позволяли освоить новую для нас и очень важную технологию и, потенциально, увеличивали производство дефицитного бензина с октановым числом 95. Речь не шла о каком-то качественном скачке в характеристиках доступного советской авиации авиабензина.
Установки термического крекинга Винклер-Коха были основой советского крекинга, в СССР они работали с начала 1930-х. Первые 15 штук были импортированы, затем у нас было освоено их производство. Целевой продукт - автомобильный крекинг-бензин. То есть технология по которой работали эти два американских завода была давно известно в Советском Союзе, речь шла просто о частичном восстановлении мощности отечественного термического крекинга, понесшего в начальный период войны очень существенные потери.
Вообще нужно различать производство высокооктанового бензина и высокооктановых компонентов. К последим относятся технический изооктан, алкилбензин, алкилбензол и т.п. Октановые числа этих компонентов без добавления ТЭС - порядка 90-96. Как правило, эти компоненты не использовались в чистом виде, а смешивались с бензинами имевшими более низкое октановое число для получения целевого продукта (в СССР - как правило для получения Б-78). В отличие от каталитического крекинга, отсутствовавшего в СССР до войны, установки по производству высокооктановых компонентов в СССР строились (как американские, так и отечественные), ввод их в эксплуатацию планировался на 1940 год, но, по различным причинам, задержался, поэтому фактически к началу войны у нас производилось только незначительное количество алкилбензола, изооктановая установка на Уфимском НПЗ начала давать продукцию уже после начала войны. Во второй половине войны начали вводиться в работу новые установки алкилирования и т.д. То есть СССР к началу войны имел необходимые технологии для производстве высокооктанового бензина, проблема была в количестве, которое он мог произвести. Эту проблему многократно усугубили потери первого периода войны, эвакуация и т.п. И да, американская помощь сыграла значительную роль в увеличении ресурса высокооктанового бензина доступного Советскому Союзу во время войны.
С уавжением,
gull