От HorNet Ответить на сообщение
К All
Дата 27.12.2018 11:45:57 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Армия; ВВС; Версия для печати

В догонку к теме селекции офицерского состава

Общаясь с американцами, уже несколько раз столкнулся с вариантом выбора, который там предоставляется как минимум некоторым категориям офицерского состава. А именно: есть такая программа, Blue To Grey, это так называемый IT, Interservise Transfer - перевод между видами ВС, в данном случае из состава ВМС в армию, без поражения в правах. IT в ВС США существует в нескольких вариантах, но этот BTG интересен тем, что офицеру флота в званиях до О-3 включительно предоставляется дополнительный выбор, которого я не нашел в других вариантах IT - может, плохо искал. Тут надо пояснить - офицеры до О-3, то есть лейтенант на флоте и в БОХР и капитан во всех остальных видах ВС, в принципе двигаются неселективно, просто по исчерпанию регламентированного времени выслуги в звании. Вот О-4, то есть майор, уже требует селекции и это делается специальными кадровыми комиссиями, в просторечии - O-4 Board. Если офицер два раза эту комиссию не проходит, он подлежит увольнению в течении 2 лет.
Вот именно на такие кадры и заточен BTG - армия США в принципе заинтересована в том, чтобы предоставить таким офицерам второй шанс, причем там и появляется дополнительный выбор, о котором я упомянул.
Дело в том, что довольно большое количество пилотов вертолётов как в армии, так и в частях NG, уходя с уровня О-3 с флота, выбирают не аналогичный О-3 в лётных частях армии/NG, а одевают погоны Warrant Officer, WO с 3 по 5. Суть службы от этого меняется кардинально - от WO уже не требуется проявлений лидерства в общем смысле, он него требуется лётное и тактическое мастерство. Около 80% пилотов армейских вертолётов в США - именно WO, в т.ч. в таких забавных частях, как 160-й полк спецопераций. Этот вариант интересен тем, что офицер "правильный", то есть ориентированный на карьеру до высшеих рангов, имеет возможность поменять себя на офицера-специалиста (WO - тоже commissioned officer, но с другой линейкой званий и должностей, куда более горизонтальной, нежели вертикальной), фактически реализуя вот этот давний плач многих летающих военных: I don't want to be in charge, I just want to fly. При этом линейка денежного довольствия WO5 в принципе может давать такому офицеру, так и продолжающему "просто летать на вертолётах", дает ему в принципе те же деньги, как командиру его родительской флотской вертолетной эскадрильи из "настоящих" офицеров в звании О-5 (подполковник на наши деньги) - а ведь это фактически последняя перед дембелем должность на флоте для большинства морских летчиков, т.к. О-6 Board штука очень жесткая и вот уж действительно, "малоселективная": стать капитаном 1 ранга в морской авиации США довольно тяжело.
Так вот, вывод: мы часто говорим, что ВС США не требуют от офицеров технический экспертизы, оставляя её на плечах enlisted-персонала. В целом это так, но вместе с тем, вышеописанная кадровая практика оставляет вариант для эмуляции такой экспертизы и в конечном итоге овладения ей, за счет специализированного корпуса WO в армии США - именно в этом виде ВС в товарных количествах.
Вопрос: есть ли у такого подхода исторические аналоги в нашей кадровой истории, исключая, конечно, случаи "лишения звания и наград по суду ВТ"? И может ли такой подход в российских реалиях быть полезным?