Древняя история; 11-19 век; Спецслужбы; Искусство и творчество;
Ну-ну, давайте без хамства
>Формулировка "За обиду Великого Государя живот положить" известна с 16-го века. "Собрались и приговорили в осаде до смерти сидеть, со стены не скидываться и все согласно живот положить". Почитайте описание смерти знатных новгородцев при Раковоре. Да просто повесть временных лет в описании походов Святослава.
Чуть выше я писал, что готовность отдать жизнь по некоему договору - обязательная черта любого профессионального воина. То, что Вы привели - это и есть некая формула воинского договора - или с государем, или друг с другом. Драться, несмотря на неминуемую угрозу смерти, во исполнение условий воинского договора.
А жертвенность - это именно смерть ради какой-то метафизической цели. В Средние века таковой могло быть попадание в рай или отпущение грехов - и этим пользовались и в Крестовых походах и во время арабских завоеваний, когда сама смерть в походе была вознаграждением.
Но с приходом Нового Времени в Европе эта мотивировка жертвенности исчезает, на ее место приходит "смерть за Родину", которая "прекрасна", "желанна" и т.д., т.е., на древний языческий и на старинный христианский архетип накатывают новую мифологию "родины", "победы" и т.д.
Мотивация жертвенности ничего общего с "воинским договором" не имеет, это именно что мотивация невоинственной части населения, принужденной воевать в массовых армиях.