Древняя история; 11-19 век; Спецслужбы; Искусство и творчество;
Конечно лучше. Я, в отличие от вас, эти былины читал.
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
Былина "Камское побоище"
У князя-то Владимера
Как во Киеви богатырей не случилосе,
Не случилосе, не пригодилосе,
Они розъехались да по своим местам,
По своим местам да по своим домам,
Ко своим к отцам да ко своим родным матушкам,
К молодым жонам да к малым деточкам.
Одевал-то князь Владимер-от
Он печальне платье черное,
И он пошел-то в божьи в церкви,
Он служить-то обедни с панахидами.
И служили, пели всё отцы-попы духовные,
Во больших церквах служили, во соборах же,
А й нашо красно-то же солнышко молилсе богу-осподу,
И пресвятой-то он да богородицы.
Исцеление Ильи Муромца
Доводили его да тут близехонько.
Он ведь крест кладет да по писанному,
Он поклон-от ведет все по-учоному,
Он ведь молитце все Спасу пречистому,
Он творит-то все молитву-ту Исусову,
Поклоняитце царицы, Божьей Матери;
"Илья Муромец на заставе богатырской"
Под Добрыней конь на коленца пал.
Добрыня Никитич млад
Господу Богу возмолится
И Мати Пресвятой Богородице:
- Унеси, Господи, от нахвальщика.
Под Добрыней конь посправился,
Уехал на заставу богатырскую.
Данило Игнатьевич
Говорит Данилушка Игнатьевич:
- Бласлови, осударь, слово повымолвить,
Не сруби, осударь, буйной головы,
Не вынь сердца со печенью.
Бласлови Данилу в монастырь итти,
Как постричься во старци во черныи,
Поскомидиться во книги спасеныя,
При старости Данилы бы душа спасти.
Князь Роман и Марья Юрьевна
Заступили ведь-то, ведь молитвы-ти
Ищё всё попов-то, отцов духовных,
Ишше всё наших прицетницьков церьковных -
Со слезами за тобя-то они богу молилисе.
Относительно иных верований - все было очень просто. Для русского человека 16-19 вв (период складывания, трансформации и, наконец. начала записей былин), все, кто не был православными, считались неверными:
Как прознают орды неверныи,
Проведают цари нещасливыи,
Так Киев-град щепой возьмут,
Да церкви божьи на дым спустят,
Меня, осударя, в полон возьмут.
Никто не разбирал суннитов, шиитов, католиков или протестантов - все нерусские, все поганые. Не случайно в былинах абсолютны равнозначны два вопроса чужеземцу (или чужеземке): "Ты какой земли, какой орды?" и "Ты какой земли, какой Литвы?".
Ну и самые очевидные языческие корни имеет былина о рождении Вольха Всеславьевича от змея. Впрочем, в былинах есть и другие отсылки к языческим верованиям, которые на окраинах и в глухих местах изживались долго.