Безобразия уменьшились, когда армии стали ценрализованно снабжать
>Очевидно, войны каменного века будут приближаться по брутальноси к единице. Соседнее племя людьми не признавали. Новейшее время тоже даёт нам образцы войн с абсолютным обесчеловечиванием противника. Феодальные войны с одной стороны являют примеры отжима земель малой кровью, а с другой - фанатическую религиозную резню. А какую эпоху можно считать наименее брутальной? Понятно, что в любые времена были всплески, допустим, при столкновении очень разных цивилизаций. Но войны, признаваемые современниками "правильными", "нормальными", всё же можно отделить от "войн-эксцессов". Итак, на какое время приходится точка перегиба сглаженного графика брутальности? Что думают уважаемые мэтры по этому поводу?
Брутальность брутальности рознь. Войны, в которых ставилась задача тотально загеноцидить противника, это вообще редкость. Даже войны с целью насильствнно и немедленно изменить религиозную принадлежность завоеванных случаются нечасто (последующая ассимляция - другой вопрос).
Насилие по отношению к мирным жителям прямо пропорционально применению самоснабжения как основного метода МТО. Когда магазинная система работала насилие было не очень нужно (кроме понятных эксцессов с мужскими коллективами). Магазинная система (с тридцатилетки - повсеместно применяемая) свела насилие по отношению к экспроприируемым до "естественного" минимума, а масовое насилие стало рассматриваться как излишний или вынужденный (если хавчик не завезли) эксцесс, в любом случае - непорядок.
Взятие крепостей и лагерей это как раз такой эксцесс. "город на разграбление" звучит молоаппетитно, но положа руку на сердце, это неизбежно. Во-первых и в главных отдача города своей армии (после штурма) это способ провести то, что сейчас называют "зачисткой". Очаги сопротивления и вообще любое потенциальное сопротивнее провоцируется и уничтожается в зародыше. До конца 19 - начала 20 века стрелковое оружие не позволяло эффективно обороняться в режиме "за каждый дом", а у наступающих была задача быстро и как можно большим числом оказаться внутри укреплений и занять как можно большее пространство, что гарантировало успех.
Во-вторых, мотивация на "зачистку" у солдата должна быть, а иначе откуда взяться энтузиазму и быстроте рассредоточения по городу?
В-третьих, остановить процесс самоснабжения в условиях штурма невозможно в принципе, рассредоточившихся солдат трудно контролировать и быстро собрать. Офицеров мало, унтерофицеры сами с энтузиазмом участвуют в общем празднике. Процесс грабежа, параллельный с процессом зачистки можно только упорядочить, например, временными рамками.