От Александр Жмодиков Ответить на сообщение
К Prepod Ответить по почте
Дата 14.07.2018 09:21:03 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Древняя история; 11-19 век; Современность; Версия для печати

Re: Но, тем

>>Тем не менее, штурм Сарагосы и прочие зверства наполеоновских войск в Испании случились уже в XIX веке. Наполеоновские войска не церемонились с мирным населением по всей Европе - забирали продовольствие, в случае сопротивления применяли силу, а в случае вооруженного сопротивления убивали.

>Есть менение, что это, помимо прочего, издержки всеобщей воинской повинности. Особенно в условиях герильи. Ну и антинаполеоновская пропаганда, куда без нее?

В общем, войска любой армии грабили местное население, и чем хуже войска снабжались продовольствием, тем больше грабили. Денис Давыдов рассказывает о своем первом знакомстве с войной зимой 1806-1807 годов в Восточной Пруссии:
>Мы подошли к деревне Георгеншталь, к самому тому полю, на коем за два дня пред приходом нашим был разбит Марков. Селение сие было разбираемо на костры тою частию войск наших, которой было определено провести ночь на этом месте. Некоторые из жителей стояли вне селения с немою горестию, без слез и ропота, что всегда для меня было и есть поразительнее стенаний и вопля. Неопытный воин, я доселе полагал, что продовольствие войск обеспечивается особенными чиновниками, скупающими у жителей все необходимое для пищи, доставляющими необходимые эти потребности в армию посредством платы за подводы, нанимаемые у тех же жителей; что биваки строятся и костры зажигаются не из изб миролюбивых поселян, а из кустов и деревьев, находящихся на корне; словом, я был уверен, что обыватели тех областей, на коих происходят военные действия, вовсе не подвержены никакому несчастию и разорению и что они ничто более, как покойные свидетели происшествий, подобно жителям Красного Села на маневрах гвардии. Каково было удивление мое при виде противного! Тут только удостоверился я в злополучии и бедствиях, причиняемых войною тому классу людей, который, не стяжая в ней, подобно нам, солдатам, ни славы, ни почестей, лишается не только последнего имущества, но и последнего куска хлеба, не только жизни, но чести жен и дочерей и умирает, тощий и пораженный во всем, что у него есть милого и святого, на дымящихся развалинах своей родины.