|
От
|
Kosta
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
29.06.2018 11:58:09
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
"У вас дивизий мало": Сталин втолковывает Смиту почему именно КА взяла Берлин
Еще интересное из "Коммерсанта":
"23 августа 1948 года Сталин принимал послов трех недавних союзных держав. Но говорил он в основном с американским послом в Москве генерал-лейтенантом У. Б. Смитом, который во время войны был начальником штаба верховного главнокомандующего войсками союзников в Европе генерала армии Д. Эйзенхауэра. Смит в ходе беседы напомнил о том, что СССР в самом конце войны ввел союзников в заблуждение о своих истинных намерениях.
«Смит,— говорилось в записи беседы,— заявил, что, когда советские войска вступали в Берлин, союзники свои главные усилия направляли к юго-востоку, чтобы отрезать немцев от их национального редута и скоординировать с советскими войсками усилия в этом направлении. Генеральный штаб (Красной армии) указал, что против Берлина должны быть направлены лишь второстепенные силы. Командование американской армии с этим согласилось. Смит заявил, что Берлин был сначала стратегическим объектом союзников, затем перестал им быть. Союзники могли бы бросить на Берлин 2–3 миллиона солдат, и столица Германии была бы ими взята. Смит заметил, что или союзники были наивны в те годы, или больше доверяли друг другу, но во всяком случае между ними было достигнуто соглашение по этому вопросу».
Нам пришлось две танковых армии перебросить в район Потсдама с тем, чтобы эту немецкую армию, которая хотела отрезать Жукова, поместить в котел.
Но Сталин заметил, что никакого обмана не было:
«Одно совершенно верно — что как мы, так и союзнические войска, после того как войска Германии стали поворачивать на юг, считали Берлин стратегически второстепенным пунктом. Так это было по плану. На этом основании мы пустили на Берлин только войска Жукова; маршала Рокоссовского направили против Буша на северо-восток; маршала Конева пустили на Бреславль (Бреслау). Такие были приказы. Если Смиту нужно, то он, тов. Сталин, может эти приказы ему показать. Но что потом случилось? У маршала Жукова дело не вышло. Его наступление захлебнулось. Более того, целая армия немцев была пущена в обход войск Жукова с юго-запада. Нам пришлось тогда дать новый приказ Коневу: две танковых армии снять с юго-западного направления и перебросить в район Потсдама с тем, чтобы эту немецкую армию, которая хотела отрезать Жукова, поместить в котел, окружить ее и облегчить Жукову продвижение на Берлин. Рокоссовскому было сказано, чтобы он своим левым флангом повернул на юго-запад с тем, чтобы Конев и Жуков создали кольцо западнее Берлина. Этот план удался, Берлин был окружен. Он, тов. Сталин, вовремя не сообщил об этом Эйзенхауэру. Все тогда делалось второпях, но он, тов. Сталин, все рассказал Эйзенхауэру позже. Немецкая армия, которая хотела окружить Жукова, попала в плен. Около 1/3 ее было перебито. Таким образом, Берлин из простого пункта превратился в важный пункт. Здесь обмана не было».
Но некоторое время спустя, как свидетельствовала запись беседы, Сталин вновь вернулся к вопросу о взятии Берлина:
«Товарищ Сталин заявил, что если объективно смотреть на вещи, то Берлин был в зоне нашей оккупации. Морально мы его должны были взять, мы обязаны были это сделать. Во-вторых, у наших союзников тогда войск было мало против Гитлера, всего лишь 70–80 дивизий. Им трудно было свою зону оккупировать и Берлин взять. А у нас было 280 дивизий, и мы могли проделать такую операцию, как взятие Берлина. Вот две объективные причины.
Смит сказал, что при подсчете дивизий союзников надо учитывать тот факт, что численность этих дивизий была в два раза большей, чем численность советских дивизий. Кроме того, у союзников в то время было 6 тыс. тяжелых бомбардировщиков и 7 тыс. других самолетов. Союзники могли тогда выполнить любую задачу в отношении германской армии.
Товарищ Сталин заметил: "Едва ли"».
https://www.kommersant.ru/doc/3652140