От mpolikar Ответить на сообщение
К All
Дата 09.02.2018 11:13:19 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

И вновь, о наемниках на Балканах


https://mpolikar.livejournal.com/184265.html

В 90-е гг. на стороне хорватов воевало большое количество иностранных наемников и добровольцев. Существует даже ассоциация иностранных ветеранов этой войны (USDDR). По её официальным данным, в конфликте приняли участие 456 человек из 35 стран. Здесь не учтены инструкторы компании Military Professional Resources Incorporated (MPRI), работавшие в Хорватии по контракту с правительством в Загребе и принявшие активное участие в подготовке операций весной и летом 1995 г. (в том числе, операции «Буря»). Кроме того, в это число не входят хорваты диаспоры. Так, напомню, что первоначально в группе Кита Фримана из тринадцати иностранных бойцов были четыре австралийских хорвата, выполнявших в том числе и функции переводчиков.
См. https://mpolikar.livejournal.com/183907.html
Сама ассоциация борется за то, чтобы воевавших на хорватской стороне ветеранов признали добровольцами, а не наемниками. Те немногие из иностранных бойцов, которые согласились на интервью, среди причин, побудивших их поехать на войну, назвали личные (такие, как несчастная любовь) либо финансовые. Большинство из бойцов были молодые неженатые люди, с социальным статусом «ниже среднего» (по наблюдению хорватского офицера). Многим участникам война напомнила их жизнь смыслом. Конечно, мотивы были различными, но вот те обрывочные сведения, приведенные в книге War Dogs, однозначно свидетельствуют о том, что материальный фактор играл свою роль.
Тем не менее, согласно данным опросов ветеранов, превалировал идеологический фактор, так как сербы воспринимались как «агрессоры» и как «коммунисты». Некоторые участники боевых действий на Балканах, однако, воспринимали эти формирования как аналог интербригад времен гражданской войны в Испании. И даже пытались использовать лозунг «No pasaran». Интересно, какое отношение к этому образу войны имеет самый, наверное, знаменитый ветеран - Эдуардо Флорес («Чико»). В 80-е он был леваком, правым в 90-е, а в нулевые принял ислам.
Многие приехавшие в Хорватию иностранцы обладали военным и боевым опытом, хотя некоторые его выдумывали (и тут мне сразу вспоминается фильм «Ронин»…).
Первое иностранное формирование, принявшее участие в войне на стороне хорватов и набранное за рубежом, было создано не в Германии и не в Испании, а …в Голландии (!) организацией ультраправого толка. В качестве требований, выдвигавшихся к добровольцам, был опыт военной службы не менее 14 месяцев. Тридцать два бойца прибыли на автобусе из Голландии в Хорватию в середине сентября 1991 года. Командиром был Иоханнес Тильдер (Johannes Tilder). Его боевой пусть закончился в 1993 году – он попал в плен к сербам и там в последствии умер. А в декабре 1992 года американский журнал Soldier of Fortune послал в Хорватию группу из восьми бойцов (свою редколлегию). Правда, утверждается, что они были недолго и в боях участия не принимали. Но мне известно, что один из них, Роберт Маккензи, в составе небольшой группы участвовал в боевых действиях в Боснии в 1994 г. А успокоили его, неугомонного, уже в Сьерра-Леоне в феврале 1995 г.
Многие из иностранных бойцов принимали участие в боях в Славонии и Краине в 91-92 гг. После заключения перемирия весной 92-го часть из них покинула Хорватию, а часть (среди них был и Кит Фриман) переместилась в Боснию.
У всего этого движения остается много тайн. От любопытства лечили. Так случилось со швейцарским журналистом Вюртембергом (Christian Wurtenberg), который в конце 1991 года вступил в отряд Эдуардо Флореса, действовавший в районе города Осиек. Видимо, он был убит своими братьями по оружию или за излишнее любопытство, или по пьяни. Когда в попытке выяснить обстоятельства гибели своего коллеги туда приехал британский журналист Пол Дженкс (Paul Jenks), его постигла та же участь. На этом желающие узнать истину закончились.
Вообще, иностранцы воевали в составе небольших групп, порой диверсионно-разведывательных. Так семнадцать бойцов из Швеции и Норвегии создали отряд «Викинг», действовавший в составе бригады ХВО в западной Боснии и Герцеговине. Кроме того, иностранцы действовали в качестве инструкторов. Это – отличительная особенность, так как русские в качестве инструкторов, насколько мне известно, у сербов не работали. Как и у русских добровольцев по другую сторону линии фронта, имела место сильная мобильность, переход бойцов из отряда в отряд. А по мере того, как они осваивали сербско-хорватский язык, иностранные бойцы иногда вступали и в ряды собственно хорватских подразделений. И, как отмечает один зарубежный исследователь, все эти ветераны, воевавшие на стороне хорватов, подозрительно молчат о боях 1992-1993 гг., когда они принимали участие в хорватско-мусульманских столкновениях.
456 участников – это цифра примерно того же порядка, что и количество русских, воевавших на стороне сербов преимущественно против босняков-мусульман. По состоянию на 2010 год известно о 72 погибших иностранных бойцах, воевавших на хорватской стороне. Из них 12 известны только по имени либо позывному, а для пятерых погибших вообще известна только страна. В списке есть и одна женщина, американка, погибшая в Мостаре в сентябре 1993 г. Но она работала с беженцами и, строго говоря, к добровольцам-ветеранам прямого отношения не имеет. И, замечу, она погибла во время хорватско-мусульманских столкновений.


(Это - в продолжение темы
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2842639.htm )