От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.12.2017 13:53:32 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

"Боснийская Одесса" (15 мая 1992 г.) Ч. 3

(продолжение)
3. Нападение
Приблизительно в 17 часов к гарнизону подъехала мусульманская делегация во главе с командиром областной ТО майором резерва Делибеговичем. Со стороны федеральной армии начальник гарнизона Дубаич назначил переговорщиками капитана Абдулаха Манджо (по-видимому, одного из немногих оставшихся в бригаде боснийцев) и капитана резерва Милорада Йовича. Напряжённая беседа длилась примерно час. В этот раз военные предложили открыть им дорогу в сторону Озрена, но исламисты решительно отказали (разумно предположить, что в этом случае они предвидели присоединение солдат и техники гарнизона к ВРС - большинство солдат в колонне были молодыми резервистами с Озрена Примерно два десятка призывников во главе с Джуро Джуричем происходили из села Црно Блато).
В 18:15 подполковник Дубаич устно приказал майору Ранко Белоице распорядиться о выдвижении колонны в сторону границы, в направлении села Пожарница. Он особо обговорил избежание любых действий, могших спровоцировать боевиков на агрессию. Личный состав эвакуировавшейся бригады имел при себе половину боекомплекта на ствол стрелкового оружия. Действовать из личного оружия разрешалось лишь после открытия огня противником. При движении в колонне каждому бойцу и офицеру выдавалось всего по 5 патронов на ствол.
Через 5 минут Белоица довёл приказ до командиров составлявших колонну групп, которые ожидали его перед зданием штаба. Ещё через 10 минут (в 18:30) из штаба вышли Дубаич и Делибегович.
В 18:50 Дубаич, Делибегович и Манджо сели в красную «Ладу» с армейскими номерными знаками, которая подрулила к гарнизонным воротам. Машине предстояло возглавить движение колонны. За ней пристроилась милицейская машина из Тузлы, третьей встала красная «Застава-101» - личный автомобиль Дубаича, которым управлял капитан Йович и где ехала супруга подполковника Милена. Эти три легковых машины сопровождали два «пинцгауэра» роты военной полиции с её командиром поручиком Джоко Тешичем, «Прага» и машина разведроты капитана Златко Караджича.
В 200 м за ними наспех строилась основная колонна. Планов организованной эвакуации заранее составлено не было (о среднем возрасте командного состава мы уже упоминали), и формирование колонны второй раз за день проводилось импровизированно. По данным М. Иванишевича (стр. 170), в ней находилось полторы сотни машин (в основном бортовых грузовиков) и 500 военнослужащих.
Колоннна состояла из четырёх частей, перед каждой из которых на прописанном уставом расстоянии должна была идти машина военной полиции. Боевые машины распределялись неравномерно – большая часть выводилась в голову. Во главу основной колонны выехала машина «Пежо» майора Ранко Белоицы (водитель – поручик Раде Миятович).
Машины пошли. Группы грузовиков и бронемашин предводительствовали машины военной полиции, бросавшие вспышки проблесковых маячков на крышах.

В нападении на Тузланскую колонну приняли участие боевики «Патриотической лиги БиГ» (тузланское отделение насчитывало около 2 тысяч человек во главе с Мехмедом Жиличем). Активно участвовали милиционеры, бойцы ТО, боевики из Сараева и сербского Санджака и Живиниц. Основные силы из Живиниц («Осы») были переброшены в Тузлу, потому что никакой угроза на том направлении для мусульман не было.
«Массовкой» нападавшей стороны стали три ударные роты ТО и ударная рота милиции, (базировавшаяся на кондитерской фабрике «Пролетарий», потом – в «Туске» на Славиновичах) – примерно 650 человек. Эти четыре роты имели кадровый состав, увеличенный призванными резервистами, и были сформированы в начале мая исключительно из мусульман и хорватов. Сербы не призывались на свои места в ТО, предназначенные по расписанию этой структуры. Так командование мусульман добилось однородности своих сил и избежало утечки информации о своём коварном плане. Сербская сторона была изолирована в информационном плане и не знала о скорой расправе, уготованной соплеменникам.
Они заняли позиции на всём протяжении пути от заправочной станции «Югопетрола» до Симин Хана – перекрёстка дорог: в правую сторону путь ведёт к Тойшичам и Зворнику, налево – на Пожарницу и Углевик. Около полусотни бойцов заняли холмы над селом Горня Тузла, лежащем в направлении општины Лопаре.
«Чёрные лебеди», «Голуби с минарета» и живиничане разместились в детском саду на Скоевской улице.
Часть нападавших не имела формы, действовала в гражданском платье. Среди них находились и люди старше 50 лет. Из снайперов два были женщинами (Неда Мот и Садия Байрич).
Главную ответственность за расстрел армейской колонны в Тузле несёт руководство паравоенных формирований (попросту говоря, боевиков) этого региона во главе с Мухамедом Бркичем. Авторами замысла операции были трое бывших офицеров ЮНА, к тому моменту дезертировавших из федеральной армии и теперь возглавлявших «войска» сепаратистов в описываемой местности: хорват подполковник Желько Кнез (будущий командир корпуса, безуспешно осаждавший три месяца село Смолуча), референт оперативного управления штаба Тузланского корпуса ЮНА, мусульмане подполковник Осман Баич – референт управления путей сообщения штаба корпуса, и майор Сеад Делич (впоследствии тоже комкор, воевавший на Озрене) – референт разведывательного управления штаба корпуса. Непосредственными планировщиками стали Кнез и Азим Шадич. Именно они организовали массовое убийство вчерашних сослуживцев. Уровнем ниже организацию нападения осуществляли капитан резерва 1-го класса и секретарь Секретариата по обороне города Тузла Мехмед Жилич и члены Кризисного штаба Службы общественной безопасности Тузлы Мухамед Бекич и Будимир Николич.
Выполнением мероприятий по так называемой «обороне города» занимались главные городские чиновники: Мухамед Бркич, Кадро Пекарич, член Кризисного штаба Центра общественной безопасности хорват Илия Юришич. Директор Горного института Тузлы инженер и капитан резерва Фарук Прцич отвечал за создание инженерных препятствий и минирование дороги.
На направлении Тузла – Симин Хан на расстоянии в 10 м один от другого были установлены сваренные из рельсов «ежи» и огромные бетонные блоки высотой в человеческий рост. На проезжей части шоссе в сторону Симин Хана снимались участки асфальта размером 50х50 см, и в выемки вкладывались противотанковые мины.
Место засады формировали несколько сторон. 95 милиционеров (из них 62 резервиста) из Центра службы безопасности Тузла заняли позиции между «Пецарой 1» и высоткой по левой стороне Скоевской улицы, в направлении Брчанской малты. Их позициями стали балконы, террасы, квартиры многоэтажных домов.
С другой стороны боевики расположились на автобусной остановке в 250 м от первых высотных зданий района Сеняк, известных по прозвищам «Момо» и «Узеир» (последний обозначался и как «высотка Ф»), к юго-западу в сторону Ши Села.
Значительные силы заняли холмы Бечаревац и Грабовац по сторонам дороги на Славиновичи, до «Югопетрола», находившегося у подножия Грабоваца.
С перечисленных трёх сторон открывалась возможность поставить под сосредоточенный перекрёстный огонь участок шоссе от светофора на Брчанской малте до района Сеняк длиной 150 м.
Ещё до нападения в предвечерней синеве произошла случайная перестрелка: по ошибке дружественным огнём были убиты двое боевиков.

Большой ошибкой было отсутствие запроса о прикрытии с воздуха самолётами, ещё находившимися на тузланском аэродроме Дубраве. В случае, если бы в воздухе над городом барражировали боевые самолёты, боевикам было бы труднее решиться на нападение из-за угрозы неизбежных значительных потерь в живой силе. При этом условии на руководство военизированных формирований могло с целью отказа от нападения надавить городское руководство: удар по занятым боевиками высотным строениям привёл бы к их повреждению или обрушению и жертвам среди населения.

Незадолго до 19 часов по телевидению и радио объявили о выступлении армейской колонны через город. На этот раз изображение Брчанской малты на телеканале ФС-3 передавалось с камер, установленных в трёх точках.
Возглавлявшие колонну машины с руководящими офицерами – Дубаичем, Белоицей – и ехавшим с ними командиром ТО Делибеговичем – беспрепятственно прошли весь путь от гарнизона через город до Симин Хана. Зная это обстоятельство, можно утверждать, что обезглавливание гарнизона не входило в замысел боевиков. Запланированный удар пришёлся непосредственно по головной части колонны. Эта часть была уничтожена полностью. Остальная техника и вооружение не должны были уйти дальше и попадали в руки паравоенных формирований.
Голова колонны проходила по маршруту, описывающему букву Г: длинной чертой служил путь от Градины по Скоевской улице, короткой чертой являлся поворот направо, выход со Скоевской улицы на пересечение Брчанской малты напротив здания «Пецара-1» для следования к «Югопетролу» и Славиновичам.
Стрельба началась на Скоевской улице. Команду об открытии огня отдал начальник ТО Илия Юришич. Первыми погибли водитель автоцистерны и его помощник: они были застрелены из снайперского оружия с глушителем с минимального расстояния – из одноэтажного здания. Автомобиль с мёртвым или умиравшим шофёром, сохраняя скорость, стал рыскать вправо и влево, потом выкатился в направлении Ши Села и встал. Снайперская пуля тяжело ранила в голову шофёра крытого грузовика ФАП-13, после чего в кабину влетела граната из ручного гранатомёта «Золя», добившая его и снёсшая полголовы.
Автомобили начали тормозить, останавливаясь на Малте. Звук первых выстрелов стал сигналом к общему обстрелу. Боевики, милиционеры, «территориальцы» открыли ураганный огонь из винтовок и автоматов с балконов, террас, из окон и с крыш домов, расположенных вдоль улицы до самого устья Солины. С балконов детской больницы (маленькие пациенты находились внутри) на Градине через пространство спортивного стадиона, отделяющего здание от шоссе, загремели крупнокалиберные пулемёты. Из окон высотных зданий на машины полетели бутылки с горючей смесью.
Из колонны один раз успела выстрелить лишь «Прага», наводчик который в то же мгновение и был убит.
Дёрнулась в сторону ещё одна машина с поражённым водителем, за ней – бронетранспортёр М-60, чей механик-водитель тоже получил пулю в голову. У шедшего за ним грузовика ТАМ -5000 (пояснение для русских читателей, которые пожелают ознакомиться с воспоминаниями Р. Кецоевича. Этот тип машины он именует «Дайц-500». «Дайц» - югославское общеупотребительное название машин фирмы «Дойц». «Дойц-4500» и «Дойц-5000» выпускались по лицензии в словенском Мариборе под обозначениями ТАМ-4500 и ТАМ-5000 соответственно. В армии их частенько называли «дайцами», тем более что имелось и небольшое количество собственно немецких машин. Кадры видеозаписи унитоженных в Тузле грузовиков показывают, что там были именно «мариборцы»), нагруженного ракетами «Малютка» под тентом, огонь охватил шины. Машина крутанулась на месте, наскочила на бордюрный камень и перевернулась набок. Ракеты начали взрываться в горящем кузове.
Головные машины были буквально изрешечены выстрелами. У машин, чьи водители уцелели, были многократно прострелены скаты колёс, и грузовики беспомощно виляли и сталкивались с шедшими впереди на небольшом участке дороги. У бензозаправщика была многократно пробита цистерна, из отверстий хлестало топливо. Брошенные из окна высотного дома бутылки с зажигательной смесью подожгли бензин на асфальте, огонь по струе переметнулся в цистерну, взорвавшуюся и зачадившую факелом. Вскоре запылал второй семитонный наливник.
Автомобиль с тяжело раненым или убитым водителем выкатился из колонны на правую сторону, проехал 50 м в направлении Ши Села и встал, натолкнувшись на дерево и остановившись справа от него. Из кабины не выбрался никто…
За ним пошла ещё одна машина с прицепом, пытаясь проскочить через район Сеняк, но была расстреляна из здания местного объединения (районной управы).
Из машины, стоявшей в 20 м от светофора в левую сторону, к Славиновичам, выскочил помощник водителя. Он был застрелен, ещё не успев коснуться земли, и упал на асфальт с раскинутыми руками.
Ещё один солдат выпрыгнул из грузовика, надеясь добежать до подъезда высотного дома, но успел сделать всего шесть шагов от машины, как был изрешечен пулями и свалился, вскинув руки.
Вставшие грузовики загорались один за другим. В нагруженных боеприпасами кузовах начали рваться миномётные мины, вылетая по нелепым дугам из-под прогоревшего брезента и засыпая осколками дорогу и стены домов. При этом погибло много солдат, ехавших в автомашинах на зарядных ящиках.
Из «Пецары-1» и здания банка на машины падали бутылки с зажигательной смесью. Часть из них промахивалась, и огненные лужи, осыпанные осколками стекла, растекались по асфальту. Горючая смесь подходила к скатам колёс, и они начинали чадить густым и едким чёрным дымом.
Люди – ошеломлённые, испуганные, раненые – выскакивали из машин и разбегались по сторонам, не оказывая никакого сопротивления.
По данным Р. Кецоевича (стр. 90), 17 молодых солдат, поднявших руки и сдавшихся, были забиты прикладами и кувалдами.

Избиение колонны транслировалось в прямом эфире телеканалом ФС-3. Комментатор желчно вещал призывы посмотреть последний раз на армию, которая вывозит «груз, собранный руками всех нас. Они всё хотят перевезти в Сербию, которая нас до последнего момента немилосердно эксплуатировала». «Обратите внимание, как они, подобно укрывшимся под своей бронёй улиткам, самоуверенно волокут, будто стыдясь».
Когда были убиты первые водители, и грузовики понеслись в разные стороны, первой реакцией диктора было восклицание: «Мать его!.. Что тут?!» Однако «честный журналист» быстро взял себя в руки и принялся аффектированно выкрикивать: «То, что сейчас происходит на наших глаза – подлая игра четницкого воинства, которое из-под своей стальной брони начало пир, открыв огонь по несчастным горожанам и нашим храбрым защитникам, которые не дали захватить себя врасплох и доблестно отвечают им должным образом. Целью этой колонны и не было пройти там, где было условлено, но лукаво и коварно окружить наш город и таким способом уничтожить его» (Р. Кецоевич, стр. 68).
Комментаторы Златко Дукич и Марко Дивкович сопровождали трагедию циничнейшими репликами. После взрыва первого грузовика Дивкович воскликнул: «Как жарко, сейчас бы холодного пивка!»
Телекамеры ФС-3 засняли расстрел только на перекрёстке Брчанской малты и Скоевской улицы. Подобные ему сцены от «Югопетрола» до Славиновичей, где погибла другая часть колонны, на плёнку не попали. Там войска были забросаны ручными гранатами и так же расстреляны. Р. Кецоевич говорит о 17 убитых на этом участке пути, похороненных в братской могиле у «Югопетрола» (правда, сам оговаривается насчёт малой достоверности источника информации). Мусульмане утверждают про 5 погибших солдат в данном месте (со ссылкой на данные «скорой помощи»; 3 тела перед детским интернатом и 2 – через дорогу от «Югопетрола», на ниве).
Весь поздний вечер и ночь машины горели на шоссе, и никто к ним не мог приблизиться: взрывы в кузовах разбрасывали сложенные там боеприпасы, мины и снаряды взлетали и взрывались, разбивая осколками окна домой, поджигая ближайшие квартиры. Из-за непрерывных детонаций машины пожарной службы и не пробовали подойти к разгромленной колонне.
Раненые солдаты были положены в зале магазина «Шипад» на Скоевской улице. Примерно в 23 часа на перекрёстке появилась первая машина «скорой помощи», которая перевозила покалеченных молодых людей в городскую больницу.
(продолжение следует)

Козарска бригада креће преко Саве