От sas Ответить на сообщение
К Bokarev Alexandr
Дата 16.11.2017 19:57:29 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Современность; Евреи и Израиль; Искусство и творчество; Версия для печати

Re: за карту спасибо большое

Все весьма по делу. Буквально пара комментариев

>1. Если бы Наполеон хотел атаковать и разбить русскую армию, то ему не надо было бы совершать никаких маневров. Достаточно было бы просто двинуться по Старой Калужской дороге, прихватив по пути Мюрата, и попробовать надавать пинков засевшей в Тарутинском лагере русской армии. Наполеон так не сделал - значит так делать он не хотел. Вероятно, полагал атаку противника, сидящего в заблаговременно подготовленных укреплениях предприятием сомнительным.

Самое интересное, что первый переход был сделан именно по этой дороге, и только потом армия повернула на Фоминское



>В любом случае у Наполеона была фора в пару дней - быстрее разобраться в том, куда движутся главные силы французов, в тех условиях никто бы не смог.

Причем, если бы он двигался по Смоленской дороге, фора была бы несколько больше.

>5. После Малоярославецкого боя выяснилось, что русская армия заняла позиции между французской армией и Калугой. Наполеон мог бы попробовать далее наступать - но см.п.1. Движение от Малоярославца на запад, через Медынь и далее лесами, оставляя русскую армию слева сзади, оставалось возможным и 26 октября. Но отказ Наполеона от такого движения был, думаю, разумным.

Тем не менее, разведка в ту сторону отправлена была и встретилась с казаками.




>От Полотняного Завода до Вязьмы через Медынь, просёлками и лесами, Кутузову пришлось пройти порядка 150 км. Путь от Малоярославца до Вязьмы через Боровск-Верею-Можайск-Гжатск составил порядка 200 км. Выйдя из Малоярославца 27 октября, Наполеон достиг Вязьмы 31 октября. Кутузов начал выдвижение армии из Полотняного Завода 28 октября, но только к 3 ноября его основные силы дошли до Вязьмы. Можно, конечно, видеть главной причиной отставания "нерешительность" Кутузова, но можно обратить внимание и на скверное состояние дорожной сети - больших дорог, в мирное время рассчитанных на большой грузопоток, с мостами и съездами к рекам, на выбранном Кутузовым пути не было. Они были южнее, за Угрой (Юхнов-Знаменка-Вязьма), но Кутузов туда не пошёл, видимо, не желая на большое расстояние отходить от французской армии.

ЕМНИП в сборниках документов, посвященных Кутузову имелся комментарий, что он не сразу определился, где попробовать перерезать путь французам: в Гжатске или в Вязьме, из-за чего был зря проделан один переход. Но по карте я это пока не отслеживал, может и он и не соответствует действительности.
Кроме того, стоит заметить, что Наполеон отступал очень быстро, как бы не быстрее, чем русская армия на пути в Москву.


>6. Я бы сказал, что в ходе событий 19-26 октября Кутузов "переманеврировал" Наполеона. Мог ли Наполеон заранее предвидеть такой финал, и не тратить время на движение к Малоярославцу - сказать сложно. С точки зрения "послезнания" в целом малоярославецкая эпопея обошлась французам в 3-4 дня. Это не очень много. Предотвратить потерю важных в плане логистики пунктов с существенными запасами - Витебска (взят Витгенштейном 7 ноября) и Минск (взят Чичаговым 16 ноября) - Наполеон всё равно бы не успел. А без Витебска и Минска возможности занять зимние квартиры "западнее Смоленска" исчезали в любом случае.
Основные аргументы в пользу того, что эти 3-4 дня таки довольно много заключаются в следующем.
1. У Наполеона были весьма ограниченные запасы продовольствия. В "стоянии при Малоярославце" они были потрачены практически зря: т.е. припасов стало меньше, а идти надо еще столько же, сколько и 3 дня назад.
2. На это время как раз пришлись последние дни хорошей погоды, отсутствие которой значительно усложнило отступление.
3. В совокупности п.1 и 2. привели к тому, что французская армия прибыла в Смоленск в значительно худшем состоянии, чем могла бы.