От Вулкан Ответить на сообщение
К B~M Ответить по почте
Дата 07.08.2017 10:39:27 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

По жизни матросов

Приветствую!

Собственно те, кто читал мои выкладки по Густаву Васе, помнят, что во время войны за Независимость Густав... просто нанял для войны Любекский флот. Вернее - как нанял? Подписал долговые обязательства под бешеные проценты. Но было понятно, что в последующем Швеция такой нагрузки не выдержит, и Васа решил построить свой флот. Поскольку строительство флота - затратное предприятие, а денег нет, нужно было кого-то ограбить. Этим кем-то в Швеции стала церковь. Собственно на экспроприированные у церкви деньги флот и был построен, изначально гребной с основном, конечно же.
При Эрике XIV солдаты одновременно выполняли и роль гребцов, однако к 1590-м на галеры стали ссылать преступников, деклассированный элемент, и т.д. Собственно Эрик начал строить и парусные корабли, в том числе и довольно большие (134- или 174-пушечный МАРС тому доказательством).
К середине XVII века флот Швеции состоял уже из 40 кораблей, укомплектованных 260 офицерами и примерно 5000 моряков, собственно это был мобилизационный максимум, ибо на этой цифре мобилизационные способности прибрежного населения заканчивались, а флот хотелось иметь еще больше. Конечно, хотелось бы комплектовать и дальше флот квалифицированными специалистами, например, как поступал царь Петр, приглашать из-за границы, но в Швеции это было сочтено слишком дорогим предприятием, и флот решили пополнять так же как и армию, по принципу индельты, что позволило увеличить численность экипажей сначала до 7, потом до 9, а потом и до 13 тысяч. Самое большое количество военных моряков было при Густаве III - 44 тысячи человек (это парусный и армейский флот).
Собственно так на флоте появился большой контингент обычных пейзан, море видавших только на картинках. Как они жили - это просто де пизес.
По приходу рекрута на флот ему выдавался мундир и небольшие подъемные деньги. Собственно мундир за все время службы, как шутили местные держатели притонов и кабаков, это и было единственное ценное приобретение моряка.
С подъемными деньгами получалось веселее - на шведском флоте в лучших традициях позднего СССР цвела и пахла дедовщина, и "деды" тупо отбирали деньги у "салаг", ну или заставляли их поить и кормить за свой счет, пока деньги не заканчивались.
Выплата зарплаты была нерегулярной и могла задерживаться на годы, поэтому шведские моряки тащили с корабля все, что попадется под руку - канаты, дерево, металлические части, порох, ядра, пыжи, даже пушки - смело реализовывали это все на стороне и с песнями, плясками и боевым гопаком весело пропивали.
Крали не только на корабле - грабили крестьян в приморских деревнях, грабили дома, даже крали у своих же товарищей. Вообще чувство товарищества на шведском флоте (по крайней мере касаясь периода 1673-1703 годов) - вещь невозможная за очень редким исключением. Человек человеку был волком.
Поставить себя в матросском коллективе можно было двумя путями - либо силушкой богатырской, либо умениями. Так, известен один случай, когда 15-летний матрос во время шторма потребовал, чтобы его пустили на мачты убирать паруса. В конце концов его добавили к команде марсофлотов, но закончилось все плачевно - парень сверзился с мачты и разбился о палубу. По ходу, это был его единственный шанс заслужить уважение в коллективе, ибо силой он не блистал.
Был еще один вариант поднять социальный статус на корабле - это жениться. Женатые воспринимались как опытные, бывалые мужчины, проблема была только в том, что за этих голодранцев мало женщин хотело идти замуж. Жены моряков вечно голодали и христарадничали, часть жен просто жило на корабле, вместе с мужем, заодно выполняя работу по стирке одежды, штопанию белья и опять-таки одежды, и и т.д. Более того, женатиков на корабле поддерживали офицеры, то есть женатики, силачи и спецы составляли матросскую элиту корабля.
Естественно была куча драк, убийств, жизнь явно медом не была, даже в мирное время с флота бежало от 2 до 5 процентов моряков ежегодно, а в военное время в бега могли пускаться и до одной пятой всего флотского состава. Понятно, что на беглецов проводили облавы, ловили, пороли и возвращали обратно, все как обычно.
И тогда наступало пассивное сопротивление. Понимая, что изменить в своей жизни моряк ничего не может, он просто начинал просирать время. Любые задания делать медленно и из рук вон плохо, быть аппатичным, вялым, и т.д. Как результат - датчане по результатам морских войн со Швецией говорили об ужасающем качестве людского материала на шведском флоте.
Ну а в свободное время шведские моряки использовались на дачных работах или строительстве домов у господ офицеров, что еще больше делает похожим эту организацию на СА СССР конца 1980-х годов.
Если сравнить с качеством нашего флотского состава, то явно видно - он даже при своей неумелости был гораздо более мотивирован, он хотел и желал служить, он лучше снабжался и оплачивался, поэтому победы русского флота над шведским просто закономерны.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота