От Bokarev Alexandr Ответить на сообщение
К All
Дата 03.02.2017 12:47:58 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

к теме пропаганды в России в ПМВ

Пропаганда на селе в Российской империи начала ХХ века могла идти через два соприкасающихся источника - церковь и школу. И церковная, и школьная сеть более-менее всё русскоговорящее православное население охватывали (с нац.меньшинствами было сложнее). В среднем на каждую пару тысяч крестьян в стране приходились как минимум три-четыре гарантированно грамотных, обученных в городе человека - священник, псаломщик и один-два школьных учителя/учительницы. В некоторых местностях ситуация была, конечно, заметно лучше.
В основном работали через церковь, как более организованную структуру. Школьная сеть была более хаотична и рассчитана в первую очередь на обучение детей, а церкви посещало большинство взрослого населения. Да и практика ознакомления крестьян с основополагающими директивами правительства через церкви была уже наработана.
Указания на темы проповедей спускались Синодом директивно по всей стране, без учёта местной специфики. Хотя, например, пока в Черноземье мужички еще страдали от снижения закупочных цен на сельхозпродукцию, на Севере цены на зерно росли со страшной силой (в Каргополе рожь до войны шла по 1,85 руб/пуд, а уже летом 1915 - 3,20 руб/пуд).
Сами директивы были в целом разумными.
Для примера несколько указаний от весны 1916 года.
1. Велено увещевать пасомых (тем более что Великий пост шёл) поститься тщательнее, ибо по имеющимся данным на потребление мяса идёт скот сверх обычной нормы ежегодного убоя, что в близком будущем грозит коллапсом всему сельскому хозяйству. Тогда как раз была затеяна перепись скота (саму перепись на селе проводили учителя, на время этой задачи освобожденные от преподавания), и крестьяне, догадываясь, что просто так такие переписи не проходят, принимали преветивные меры.
2. В народе получили хождение письма от военнопленных, описывающие их хорошую жизнь в германском плену. Находясь в резком противоречии со сведениями о тяжелейших условиях в плену, письма сии явно ложные или написанные под давлением. Пастырям надлежит заблаговременно осведомить будущих воинов о правде и о том, что ожидает в плену малодушных, способных прельститься ложными сведениями. Следует провести с прихожанами беседы о позоре плена и долге каждого русского человека.
Чуть позже в развитие этой темы председатель "Чрезвычайной следственной комиссии для разследования нарушений законов и обычаев войны австро-венгерскими и германскими войсками" (Высочайше утверждена 9 апреля 1915 года) сенатор Кривцов предлагал организовать печать листовок на тему "Страдания пленнных в германском плену" для их раздачи за церковными службами и при посещении духовенством крестьян на дому.
3. Вспомнили о 3-м, 4-м и 5-м правилах святого Григория Неокесарийского, осуждающих лихоимство и грабеж народа во время нашествия варваров - иерееям в проповедях для народа напоминать пастве о мудрых словах великого святителя и осуждать спекулянтов. Тут также рекомендовалась печать соответствующих листовок для раздачи прихожанам.
С печатью листовок, впрочем, уже тогда были проблемы, ибо источники финансирования были не очевидны, а типографские мощности слабы.
В ноябре 1916 года велено было в проповедях обратить внимание пасты на то что беженцы, прибывающие в некоторые местности Центральной России из прифронтовых районов - тоже люди, и относиться к ним следует с христианским милосердием, а не устраивать среди них еврейских погромов (а евреев среди беженцев и принудительно выселенных из прифронтовой полосы хватало). Впрочем, в значительной части страны никаких беженцев никто не видел.

Всё это, как видно, была реакция на происходящее.

Так-то война была заметна - и не только фактов изъятия из хозяйства на войну мужиков. Народ приезжал на побывку, рассказывал. Устраивали чествования георгивским кавалерам, всё такое. Практически в каждом приходе шёл сбор средств на раненых, поступавших в лазареты в губернских/уездных городах, как деньгами, так и одеждой. Практика кружечных сборов еще в довоенные десятилетия была наработана большая, но сборы проводились достаточно часто и давали результат не особо существенный.
Благотворительных обществ вообще было много, но они были довольно хаотичны, единого канала сбора не было. Куда слать ? В "Московский Комитет по снабжению табаком и предметами первой необходимости воинов передовых позиций", в приходской "Попечительский совет по помощи семьям, лишившимся кормильцев" ?

Летом 1915 года по инициативе Синода по губернским городам было проведено несколько общегородских молебнов о победе над неприятелем - ну, примерно как в засуху о дожде молятся. Многолюдно, с крестными ходами, сходящимися с разных сторон города на центральную площадь. Население, особенно городское, воспринимало подобные методы достижения победы, хмм, по разному.

В рамках чистой пропаганды в той же церковной прессе, из которой деревенские священники могли черпать сведения о происходящем, ходили статьи о немецком засилье - ползучей оккупации России-матушки двухмиллионной немецкой пятой колонной, занявшей все ключевые хлеботорговые пункты, расселившейся вдоль основных магистралей, и об агентах "Зингера", имеющихся в каждом уезде, и явно работающих не только и не столько на "Зингер", но и на германскую разведку. Очень популярная тема была, замечу.
Были и перепечатки из западной прессы - например о торговле в Берлине изделиями преимум-класса из человеческой кожи, которую добывают германцы в Африке, привлекая к этому делу союзных им варваров-туземцев. Ну и прочие заколотые штыками медсестры и замученные раненые.

Вообще довольно многое из опыта ПМВ в ВОВ пригодилось.
Та же "Чрезвычайная комиссия по расследованию злодеяний"; аналоги комитета "Табак-солдату"; в тех же церквах те же сборы средств вполне проводили (и сборы были, пожалуй, полновеснее, чем в ПМВ).
Но в 1914-1917 всё это сработало заметно хуже. Почему - надо глядеть на состоянии общества в целом и его инстиутов в частности, на степень доверия к ним, всё такое.