От Prepod Ответить на сообщение
К Моцарт Ответить по почте
Дата 19.08.2016 15:14:51 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

Британская пропаганда в ПМВ это эталон военной пропаганды вообще

Британские военные плакаты ПМВ это вершина пропагандисткого изобразительного искусства. Их потом в обе мировые войны все страны-участники под себя приспосабливали. У британцев к началу ПМВ был разработан арсенал социальных технологий, нацеленных как на вербовку в армию, так воздейтвующих на гражданское население. Да, для этого нужно достаточно грамотное население, способное читать прессу, но и визуальный ряд плакатов на это работал. В двух словах - полутонов нет. Мы - праы, они - нет. Враг есть средоточие всевозможных пороков, это надо не только декларировать, но и постоянно подкреплять примерами. Сокрушение этого врага есть не просто правое дело, а единственно возможный, безальтернативный вариант "иначе тьма накроет мир". То есть война идет не между государствами, а с инфернальным злом. Это сейчас нам такое привычно, тогда подобные подходы были в новинку, тем более что немцы с австрийцами в ПМВ инфернальным злом не были.
Честно говоря, я сам не до конца понимаю, как это работало, но тему британской военной пропаганды как социальный феномен, особенно в визуальной части, англоязычные авторы исследовали достаточно подробно.
По немцам. Мы имеем свое единое национальное государство как минимум лет 500, для нас это данность, но для немцев это было не так. Нам это кажестя немного странным, но люди могут испытывть энтузиазм и гордость от факта проживания в едином государстве, от вновь обретенного единства, от своего нового великого отечества. Разумеется, это тоже поддерживается государственной пропагандой, тем более что Германия 19 века это поголовно грамотная стана, а к началу ПМВ как минимум три поколения были выучены единой школой, где им прививали определенные ценности, в том числе в плане служения новой великой родине и того обстоятельства, что придет и их черед отдать жизнь за нее. Так что осознанный массовый патриотизм немцев меня совершенно не удивляет.