От Bokarev Alexandr Ответить на сообщение
К Константин Дегтярев
Дата 01.06.2016 14:46:50 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Память; Версия для печати

про Мура и Келлермана не знал, спасибо (+)

>На Бородинском поле также похоронили генерала Неверовского, французский генерал Келлерман завещал похоронить свое сердце на поле боя при Вальми после своей смерти. Так что традиция как раз в этот момент и формировалась.
>Я думаю, тут сыграла роль "культурная революция" романтизма, а родоначальником "традиции" стал генерал Мур, мрачную эстетику похорон которого на поле боя (в 1809) закрепила известная песня Козловского "Не бил барабан перед смутным полком" (1826)
Неверовского перезахоронили на Бородинское поле к 100-летию битвы, это уже воспроизведение имеющегося.
А возникновение самой идеи могилы на поле боя - видимо да, эпохой романтизма обусловлено. Но погребальные ритуалы одни из самых устойчивых к разного рода веяниям, слишком уж дело серьезное. Багратиона перезахоронили с соблюдением всех религиозных требований к месту погребения и ритуалу, но тем не менее большого распространения практика не получила.
Почитал про Мура, Келлермана - примеры интересны.
Джон Мур - ближе всего. Хотя, возможно, исходно его захоронение на бастионе в Ла-Корунье вызвано общим форс-мажором - войска-то эвакуировались. Зато поэма Чарлза Вулфа "The Burial of Sir John Moore after Corunna", переложение которой сделал Козлов - была, похоже, весьма популярна. Николай I сам был не чужд английского романтизма, с текстом Вулфа наверное был знаком. Может быть и это сказалось, когда решение о перезахоронении принималось.