От realswat Ответить на сообщение
К All
Дата 04.05.2016 10:55:34 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Почему Нимитц - умный, а Ямамото - дурак

По следам плодотворной, как обычно, дискуссии, и отталкиваясь вот от этого замечания ув. СБ:

Непосредственность высосана из пальца американскими историками, у которых когда Нимитц разделяет свои авианосные силы (упуская кстати возможность разбить 5-ю дивизию АВ задёшево ради понтов) - это мудрое решение и одна из основ победы при Мидуэе, а когда это делает Ямамото - это следствие корневых пороков японского милитаризма.

https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2767981.htm

1. Почему решения Нимтца и Ямамото по наряду сил в Коралловое море были принципиально отличными.
Нимитц узнал о том, что японцы планируют операцию в юго-западной части Тихого океана, 22 апреля 1942 г. В этот момент в его распоряжении имелось 4 авианосца. Из них два - "Хорнет" и "Энтерпрайз" (TF16) - ещё не вернулись из набега на Токио ("рейд Дулиттла"), их возвращение в Пёрл-Харбор ожидалось не ранее 26 апреля. "Йорктаун" (TF17) находился в Коралловом море, "Лексингтон" (TF11) был на пути туда, ожидаемая дата прибытия - 30 апреля.
В то же время Нимитц считал, что японцы используют в операции 5 авианесущих кораблей - три больших АВ ("Сёкаку", "Дзуйкаку", "Кага"), один лёгкий АВ ("Рюйкаку", как его именовала американская разведка), один гидроавианосец ("Касуга-Мару").
Так же по расчётам штаба Нимитца получалось, что TF16 сможет снова выйти в море 30 апреля и прибыть в Коралловое море 13-15 мая. Нимитц ожидал начала японской операции 3 мая 1942 г. и, таким образом, имел две опции:
1. Встретить заведомо более сильного противника с 2 авианосцами.
2. Позволить японцам делать то, что они хотят, без помех со стороны флота - ради сохранения сил.
Нимитц выбрал первую опцию (характерное для американцев агрессивное решение). И, выбрав её, с точки зрения выделенных сил он использовал все авианосцы, которые мог использовать. На круг его решение выглядит следующим образом:
- хотел использовать все имевшиеся 4 авианосца (Хэлси с TF16 отправился в Коралловое море как только смог - 30 апреля).
- мог использовать 2 авианосца.
- использовал все авианосцы, которые мог.
С Ямамото ситуация была иная. Операция в Коралловом море для него, как известно, была навязанной сверху обузой - он готовился к Мидуэю. Изначально он вообще хотел послать в Коралловое море один авианосец - не ходивший в Индийиский океан "Кага", потом решил выделить 5 ДАВ. В в том числе - для того, чтобы относительно неопытные авиагруппы "Сёкаку" и "Дзуйкаку" "прокачали эскспу" (!).
За неимением всей информации по состоянию/готовности японских больших АВ писать, что Ямамото мог использовать в Коралловом море 6 авианосцев, не рискну (хотя, скорее всего, мог). Но можно сказать, что:
- Ямамото точно мог использовать там 3 больших АВ ("Кага", "Сёкаку", "Дзуйкаку");
- хотел использовать вообще один ("Кага");
- в итоге решил использовать два ("Сёкаку", "Дзуйкаку").
Налицо принципиальное отличие в процессах принятия решения о выделении сил. То же самое было и у Мидуэя - где Нимитц использовал всё, что мог, а Ямамото - только то, что хотел. Отсюда и получается "сабж".

2. После успешного обеления Нимитца скажем пару слов в защиту невинно оплёванных американских историков. Р. Бэйтс, писавший ДСПшные работы на деньги USNWC, предисловие к книге по Коралловому море заканчивает следующим пассажем: ...the HORNET and ENTERPRISE which conducted Tokyo raid, were en route from Pearl Harbor, having departed for the Coral Sea Area on 30 April. Students of warfare will probably wonder what might have occured to the Japanese forces had all these carriers been in this action.
Таким образом, вопрос о последствиях "разбрасывания" авианосцев американские историки задают.

3. Чтобы не вставать два раза, немного про числа и ресурсные преимущества американцев. Центральное место в весенне-осенней кампании 1942 г. (между возвращением Нагумо из Индийского океана и до ноябрьских боёв у Гуадалканала) занимают 4 авианосных сражения.

В этих сражения американцы использовали 5 авианосцев ("Лексингтон", "Саратога", "Хорнет", "Энтерпрайз", "Йорктаун") и потеряли 3 ("Лексингтон", "Хорнет", "Йорктаун").
Японцы использовали 6 авианосцев ("Сёкаку", "Дзуйкаку", "Акаги", "Кага", "Сорю", "Хирю") и 4 лёгких авианосца ("Сёхо", "Рюдзё", "Дзуйхо", "Дзуньё") и потеряли соответственно 4 авианосца ("Акаги", "Кага", "Сорю", "Хирю") и 2 лёгких авианосца ("Сёхо", "Рюдзё"). При этом если потери по кораблям в двух случаях были не в пользу американцев, то по потерям в самолётах и людях - японцы лидируют во всех четырёх забегах.
То есть японцы задействовали бОльшие силы и понесли бОльшие потери. В такой ситуации очень сложно говорить о том, что американцы воевали и победили в первую очередь за счёт ресурсного превосходства.

4. Если говорить о промышленном превосходстве как дававшем технологические преимущества - то, опять же, в 1942 г. это было как минимум слабо выражено. Авианосцы типа "Йорктаун" были, вероятно, лучшими из всех фигурантов - но только с точки зрения "удельной мощности", более крупные "Сёкаку" и "Дзуйкаку" не уступали им по основным показателям (хотя темп взлётно-посадочных операций у них был ниже, судя по всему). Американцы имели безусловно более сильный пикировщик - но в первых двух боях они имели безусловно худший торпедоносец, и авиаторпеда их была хуже на протяжении всего 1942 г. (именно превосходство в торпедоносцах позволяло японцам добиваться относительных успехов). Истребитель японский так же был, видимо, получше.
Отметим только явно сказавшееся в последнем сражении (Санта-Крус) преимущество американской ЗА. И начавшее сказываться, но ещё не игравшее решающей роли, превосходство в РЛС.
Словом, сказать, что американская промышленность снабдила американский флот оружием, безусловно превосходящим оружие противника, опять же нельзя.
Отсюда и получается, что в 1942 г. американцы показали мастер-класс игры в меньшинстве (см. обратно сабж), ну а в 1943-1945 гг. со вкусом разыгрывали большинство.