От Железный дорожник Ответить на сообщение
К VVS Ответить по почте
Дата 11.11.2015 16:17:14 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Re: Экономика СССР...

>Что можете сказать про производство бронепоездов? То, что я читал - это просто красные "заказали" и "построили". Про белых вообще не понятно. Какая была система заказа ? Как именно поддерживали такие предприятия, в первую очередь, продовольствием ? Успешно ли ?

На счёт подробностей заказов бронепоездов красными в 1918 году - тема эта молоизучена. Во всяком случае по Сормово. По Брянску что-то публиковалось... Ну тут уважаемый BP-TOR меня поправит, он намного более моего знает по бронепоездам. Я вообще подбираюсь к изучению вопроса заказа бепо на Сормово, т.к. там много неясного и интересного.
У белых там вообще бронепоезда были штучные и делались "по месту", или "отжатые". Т.е. ситуация в промышленности у белых требует особого изучения. Вот, например, Харьковский завод при белых выполнял царские заказы на постройку паровозов, но распределялись они на местные дороги, а не на дороги назначения.
Предприятия поддерживали, направляя на них в первую очередь топливо. Далее кокс, чугун и ферросплавы для выплавки качественного металла. Ну и продовольствие, конечно. Хотя, это всё я тут так красиво написал, а на самом деле всё было достаточно печально. Органы упирали на классовое сознание и рабочую совесть, чтобы хоть так мотивировать людей.
А модель экономики начала работать уже гораздо позже, с внедрением золотого червонца. До этого всё работало очень плохо. Внедрялась плановая экономика, хотя собственно это тоже не было изобретением большевиков, первый пятилетний план на некоторые виды продукции внедрялся уже в 1908 (или 1909м, пишу по памяти) году. В общем то большевики первоначально заставляли предприятия составлять самостоятельные планы на выпуск своей продукции, что решалось на производственных совещаниях самим рабочими. По итогам года смотрели, где выполнено, где нет, корректировали план на следующий год, брали "повышенные обязательства". Но до червонца мотивировать людей на предприятиях было особо нечем, кроме продпайков. Вот только это удерживало людей и заставляло их работать. А продпайки было возможным давать только вследствие продразвёрстки. Кстати, в 19 году были отменены большинство пассажирских поездов для возможности подвоза топлива и продовольствия в промцентры. Это было следствие проводимых мер по исправлению ситуации с промышленностью. На ж.д. же тоже было всё не сладко, вот "ужались" даже до такой отмены.