От Константин Дегтярев Ответить на сообщение
К И. Кошкин Ответить по почте
Дата 06.11.2015 09:54:51 Найти в дереве
Рубрики WWI; Флот; Версия для печати

Ну вот, снова "social engineering" вместо корректной полемики

>Фу, вы все-таки статью не читали. Крен увеличился за полчаса с 27 до 35 градусов, и только после этого был отдан приказ оставить корабль. Есть же фото:

Иван, прежде чем говорить "Фу", нужно САМОМУ прочесть. Не слева-направо /сверху вниз, а просто взять - и прочесть. Интересный ведь источник, вполне достойный внимания и изучения. Мы ведь занимаемся поиском истины, не так ли? Или чем-то другим? Сомневаюсь, что где-то есть статья, более подробно описывающая катастрофу, чем та, на которую я сослался. Разве что где-то выложены сырые материалы судебного дела.

Вопрос принципиальный, потому что вы смеху ради поставили под сомнение репутацию честных и смелых людей - капитана Арк Роял и его команды.

"Прочитав" статью, Вы сходу перепутали два эпизода. При увеличении с 27 до 35 градусов в 04:30 14.11.41 был дан ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ приказ покинуть корабль, за 2 часа до гибели Арк Роял. Тут уже было ясно как божий день, что корабль утонет. Это было окончание борьбы за живучесть, а не перерыв. На тот момент на борту находилось 250 человек аварийной команды. Вот им и дан был приказ покинуть корабль.

А приказ покинуть корабль всем, кто не связан с борьбой за живучесть был дан между 16:05 и 16:48 13.11.41, за 12 часов до того. Крен на тот момент составлял 18 ГРАДУСОВ (на 16:00). Нарастал крен следующим образом - после торпедирования в 15:41 "очень быстро" крен вырос до 10 градусов, затем, за 3 минуты - до 12 градусов и через 19 минут составил 18 градусов. Командир произвел в уме линейную интерполяцию и решил, что такими темпами максимум через полчаса корабль опрокинется, принял решение спасать тех, кто не поможет в борьбе за живучесть. Его "ошибкой" было то, что он переоценил сознательность экипажа и что с авиагруппой и коками сбежали некоторые трюмные матросы и механики. Но 100 человек все же правильно поняли приказ и продолжали борьбу.

>До-о-о, не прекращалась. Борьба возобновилась через час после торпедирования, а затонул авианосец почти через двенадцать часов.

Прочтите, все-таки, хронологию и попробуйте после этого еще раз сделать этот вывод.

>Прекратилась на час.

Так, давайте все-таки, попробуем разобраться, откуда могла пойти легенда о "прекращении на час".

В 16:48 эсминец Легион отвалил от Арк Роял, сняв с него 1487 чел. Осталось 100 чел аварийной команды. Борьба за живучесть НЕ ПРЕКРАЩАЛАСЬ. Но! В 17:00 корабль остался без электричества и помпы работать перестали. В 17:15 был дан приказ завести электричество с эсминца Лафорей, приказ исполнен в 18:00, помпы заработали.

Вероятно, именно это можно считать "перерывом на час", но, как видите, возник этот перерыв не от разгильдяйства командира, не от бегства команды, а от того, что вода почти сразу после торпедирования затопила котельное отделение, а запасных дизель-генераторов на Арк Роял не было. Т.е., эта задержка говорит в пользу версии о слабой живучести авианосца, а вовсе не о разгильдяйстве команды.

Полагаю, если поизучать детально борьбу за живучесть "ships in distrеss", мы почти в каждом случае найдем эпизоды разгильдяйства и путаницы; но лично мне неочевидно, что именно они привели к гибели Арк Роял. То, что капитан действовал грамотно и оправданно, признал и суд (который устраивался в Англии по поводу гибели любого корабля, чисто для порядка, замечу в скобках).