От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.10.2015 15:28:53 Найти в дереве
Рубрики Армия; 1941; Искусство и творчество; Версия для печати

Заметка о т.н. "оборонных фильмах", 1941 год.

Неоплаченный долг

Доказывать необходимость создания высоких по своим идейным и художественным качествам оборонным фильмов, посвященных сегодняшнему дню Красной армии, значит ломиться в открытую дверь. Важность оборонной тематики с одинаковым рвением признают режиссеры и сценаристы, писатели и киноактеры, руководящие работники Комитета по делам кинематографии и отдельных киностудий. И тем не менее не только качество, но и количество выпускаемых сейчас художественных оборонных фильмов никого удовлетворить не может.

Нельзя сказать, чтобы сама жизнь не подсказывала киноработникам сюжетов и тем, не указывала путей, по которым надо итти. Истекший год был годом славных побед Красной армии, добытых в трудных и упорных боях. Сотни и даже тысячи имен стали известны всему советскому народу, как имена бесстрашным героев и самоотверженных патриотов. Немало подвигов, совершенных этими людьми, вошло в историю и запечатлелось в памяти народной. Но все это пока не нашло отражения на советском киноэкране. Даже огромный успех документального фильма «Линия Маннергейма» не заставил творческих работников кинематографии форсировать процесс «раскачки» и дать хотя бы один действительно полноценный художественный фильм, посвященный сегодняшнему дню Красной армии, ее борьбе и победам.

План выпуска оборонных фильмов в 1941 году также не свидетельствует о наличии каких-либо значительных перемен.

Возьмем для примера те сценарии, над которыми уже идет производственная работа. Три из этих сценариев в своей «фронтовой части» касаются проблемы... оказания медицинской помощи. Так, «Фронтовые подруги» прямо посвящены деятельности медицинских сестер. В «Блокаде смерти» изображается самоотверженный труд военных врачей, и даже героиня фильма «Машенька» в конце концов попадает во фронтовой лазарет и ухаживает за ранеными. Не слишком ли много в этих оборонных фильмах «медицины»?

Ведь все это происходит тогда, когда еще не создана ни одна картина, где война была бы показана со всей правдивой суровостью, когда на экране еще не отражено поведение советского патриота в бою, в схватках с врагом, в борьбе за честь родины. Советская кинематография еще в большом долгу перед Красной армией. И долг этот очень трудно оплатить.

Правда, в планах нынешнего года есть и такой раздел - оборонные сценарии, над которыми авторы в настоящее время ведут работу. Кое-что здесь непосредственно посвящено войне с Финляндией. Предположим, что труды некоторых кинодраматургов увенчаются успехом. Но календарь – неумолимая вещь. Весна не замедлит вступить в свои права, а за нею и лето. И тогда отсутствие снега и прочие «климатические неполадки» вновь отодвинут создание этих оборонных фильмов еще на год.

Кое-кто из творческих работников советского кино полагает, что в оборонных фильмах вообще можно обойтись без «батальных излишеств». Эти работники не сомневаются в том, что можно способствовать военному воспитанию масс и с помощью фильмов, где война наблюдается только из окон лазарета.

Против существования и такого рода фильмов в конце концов можно не возражать. Но появление их уместно лишь тогда, когда уже создан ряд первоклассных произведений, прямо, непосредственно и горячо откликнувшихся на оборонную тему в ее батальном, военном, фронтовом преломлении. Если же фильмы, вроде подготовляемой «Машеньки», по странной иронии судьбы призваны едва ли не монопольно отряжать оборонную тему, то так и хочется сказать: посторонитесь, милая девушка, и все же пропустите па экран бойцов и командиров Красной армии.

Что касается «батальных излишеств», то и здесь опасения совершенно напрасны. Разве военные, батальные эпизоды не являются подлинным украшением таких фильмов, как «Чапаев» или «Мы из Кронштадта»? Разве можно себе представить «Суворова», не овеянного пороховым дымом сражений? Разве выиграют что-либо сценарии «Поход Ворошилова» или «Штурм Измаила» от того, что число выстрелов будет в них резко уменьшено? Следовательно, дело не в том, чтобы избегать прямого, «лобового» изображения военных эпизодов, а в том, чтобы изображать характеры и события на уровне высокого художественного мастерства.

Тематика фильмов, посвященных Красной армии, вместе с тем отнюдь не исчерпывается одним лишь непосредственным изображением военных эпизодов. Можно и должно представить на экране Красную армию и в период мирной учебы, изобразить взаимоотношения между командиром и бойцом, показать торжество чувства долга, понятие воинской чести, создать сценарий из быта командирской семьи – все это при правильном подходе и высокой требовательности художника является первоклассным материалом для создания настоящей оборонной кинокартины.

Красная армия сегодняшнего дня – есть наиболее благодарная тема для советской кинематографии? И притом тема, дающая возможность пользоваться самыми разнообразными жанрами, – начиная от героической киноэпопеи или драмы и кончая музыкальной комедией и приключенческой картиной. Но создать подобного рода фильм удастся лишь тем, кто серьезно и глубоко осмыслит свою задачу.

Время не ждет. Страна, события, зритель настоятельно требуют того, чтобы на советском экране появились фильмы о сегодняшней Красной армии, равные по силе эмоционального воздействия «Чапаеву» и по эпическому размаху – «Броненосцу Потемкину».

Творческие работники кино обсуждают вопрос о том, допустимо ли использовать технику американских сценариев, и если да, то в каких пределах. При этом забывают почему-то о другом: Голливуд ежегодно выпускает на экран приблизительно 600 полнометражных и 300 короткометражных фильмов. Здесь уже во всяком случае есть чему поучиться.

Вопрос о создании первоклассных оборонных художественных фильмов, посвященных сегодняшней Красной армии, давно назрел. Предпосылки для успешного его разрешения – налицо. Дело лишь за творческими работниками кинематографии.

Б. РОЗАНОВ.

Красная звезда. 1941. 2 марта (№ 51).

С уважением, Пауль.