>могло такое быть - бомбардировка поселка места добычи марганца c секретного аэродрома?
Крайне интересная тема. Столкнулся с ней во время работы над изданием книги "Урал под прицелом. Операция Ульм".
По ряду публикаций гуляет фраза, вынесенная в заглавие ответа, якобы указания Герингу. Но проблема в том, что мы с автором книги - Владимиром Викторовичем Кашиным, так нигде не могли обнаружить ее первоисточник. Вообще, если рассуждать логически, то информация о Полуночном и его стратегической важности после потери месторождений Украины и Кавказа у немцев могла быть, и даже готов утвердительно говорить что была. Возможность организации полевых аэродромов подскока в малозаселенной местности - тоже. Что касается непосредственно бомбардировки - полностью остановить добычу она бы не остановила - для этого нужно систематическое приложение усилий - бомбить как минимум раз в сутки. Но приостановить и затруднить добычу - даже одним единственным налетом было возможно. Дело в том, что Полуночное отрабатывалось карьером лишь частично. В основном руда добывалась в шахтах №3 (1941г), №1 и №2 (1942г), №4 (1944г) и с 1945 года со вводом шахт №5 и №6 полностью была переведена на подземную. А стоит взорвать копер,или уничтожить подъемную машину, или насосы и вентиляторы - то все трындец! Это не говоря уже о том, что при бомбардировке мог быть поврежден и шахтный ствол - тогда совсем печаль и грусть. Кроме того, как раз в 1943 году там была введена в строй рудопромывочная (обогатительная фабрика) производительностью 1500 тонн/сутки - уничтож ее - и так же алямс... А еще вся рудничная подземная откатка (доставка руды к подъемникам) в 1943 году была электрофицирована - грохни подстанцию или близлежащую ЛЭП... А еще транспорт - руду нужно вывозить. Для этого была построена специальная ЖД-ветка - ее разрушение - так же создаст хоть и временные, но трудности. Другое дело, что для одного единственного вылета, да еще, надо понимать, ночного, наряд в 9 Хейнкелей - это очень мало, просто по вероятностным причинам. Не говоря уже о том, что это прямое нарушения приказа фюрера ;) (см.выше). Насчет воронок - для распространенных калибров авиабомб, то что было показано на снимке - слишком большая. Лично я бы использовал фугаски средних калибров, вместо скажем тонных бомб, просто потому что их можно больше взять и следовательно тем самым увеличить вероятность поражения. Далее - автор доклада говорит об осколках - по личному опыту пользования металлоискателя могу сказать, что чем крупнее бомба, тем меньше осколков от нее можно найти в воронке. Чаще всего их вообще там нет (либо они на такой глубине что прибор их не берет). Это уже наводит на некоторые сомнения. Ну и главное - а куда делись сами эти сбитые Хейнкели? Их там по близости никто и никогда не обнаруживал. Растворились в пространственно-временном континууме как Flight 19 из Форта Лодердейл? Да и то последних уже нашли. Правда места там под Ивделем такие, что пресловутый Ан-2 искали год, а нашли у самого аэродрома и то случайно, но все равно - 9 двухмоторных самолетов - это совсем не мало в плане железяк на земле. Рискну предположить, что возможно, такая операция готовилась, рискну предположить, что возможно был совершен и один единственный вылет, оказавшийся неудачным (не долетели, сбросили бомбы раньше, например из-за встречного ветра или иных проблем с погодой увеличился расход топлива, который и без того был на пределе) из-за чего операцию свернули, а самолеты вернули с рутинной боевой работе. Ибо, если у немцев пропали хрен знает где сразу 9 самолетов, то это так или иначе, должно всплыть в статистике потерь, а как я понимаю, никто и никогда всерьез не пытался проверять-вычислять к какой эскадрилье эти "якобы пропавшие" машины могли принадлежать. Что следовало бы сделать в первую очередь, перед тем, как выдвигать такие теории. Опять же провал этой операции мог быть прологом к "Ульму" - заброске диверсантов - оно хронологически совпадает, да и географически - "Ульм "как раз планировали забрасывать в тот самый район, но опять же по какой-то "мистической" причине не долетели. Ну и на закуску еще одна из местных баек - по рассказу одной дамы - ветерана Уралвагонзавода, как то раз, в середине войны на предприятии (Уральский танковый завод №183) была объявлена воздушная тревога. Но иных подтверждений этому факту пока не нашли, если не считать детский худлит - "Тайну золотой долины".