От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.05.2015 14:17:41 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Раз уж тема Швеции вызвала интерес

Приветствую!

Давайте припадем к истокам.

В истории Швеции был свой Петр I, к которому нынешние шведы относятся чуть более, чем няшно. Ну как же, ведь именно он с трибуны рубанул: "Мы - шведы !" И в Швеции безусловно считается, что именно он сделал Швецию - Швецией.
Речь о Густаве Вазе конечно же.
Чтобы прийти к власти парень не брезговал ничем - он опирался и на крестьян, раздавая обещания направо-налево, и заключил союз с корсарами Стурре, ведущими войну с датчанами, и принял денежную и военную помощь Любека. Но вот дальше...
В 1523 году Густава Эриксоона Вазу избрали королем. В июле того же года он вошел в Стокгольм. Но благодаря стараниям королей и наместников до него, а также его собственным вся страна была заложена-перезаложена. И по идее Любек уже рассматривал Швецию, как Евросоюз - нынешнюю Украину. Получили противное датчанам государство, в долгах как в шелках, где главные посты советников заняли немцы.
Чтобы хоть как-то расплатиться с долгами и иметь сильную армию, Ваза увеличил налоги. В 4 раза. Сразу.
Эта мера очень не понравилась крестьянам Далекарлии и Вермланда, которые ответили на это восстанием, и даже на первом этапе выиграли его (знаменитое восстание Дальюнкера). Сторонники этого Дальюнкера в волостях Сильяна послали королю жалобу по поводу налогов, нового «лютерства» и новых мод на «разрезанные и разрубленные платья» (да, да, да, тот самый богомерзский западный наряд). Густав Ваза ответил с присущей ему находчивостью, что налоги собирают для оплаты государственных долгов, что от своих подданных он требует только, чтобы они почитали слово божие и святое евангелие и что от новых модных платьев страдают лишь те, кто их носит. Но, несмотря на остроумный ответ Густава Вазы, беспорядки продолжались.
Не последнюю роль в восстании сыграла и католическая церковь, ибо Ваза решил, что оплатить долги можно именно церковными землями. Сначала монастыри и епископства лишились сельскохозяйственных угодий, потом и самой земли вместе с замками и монастырями. Естественно папа был недоволен, и в ответ на критику Рима Ваза решил сделать господствующей религией в Швеции лютеранство. Король постоянно требовал у епископов и монастырей ссуд и ставил у них на постой войска. Канцлер короля, лютеранин Лаврентий Андреэ, угрожающе говорил, что скоро пройдет время тех, кто до сих пор был так могуществен.
Понимая, что в военных действиях королевская армия проигрывает восставшим, летом 1527 года в Вестеросе был созван сословный риксдаг, где вернулись к вопросу о долгах Швеции, и предложили посмотреть, «захочет ли Любек, чтобы ему заплатили мятежом». Было зачитано предложение короля, в котором он заявлял, что выполнил все свои обязательства по отношению к народу, но что народ не выполнил своих обязательств по отношению к нему. Поэтому Густав Ваза высказывал желание освободиться от бремени правления. Король уверял, что доходы государства недостаточны для удовлетворения нужд страны. Дворянство, говорил он, ослаблено, так как большая часть его земельных угодий перешла, либо по завещанию, либо в качестве дара, в собственность церкви и монастырей. Чтобы поправить свои дела, дворяне требуют от правительства новых земель. Состояние же государственных финансов таково, что правительство не может удовлетворить требования дворянства.
Естественно что все дворянство с радостью проголосовало за то,что лишить церковь земель. Этот проект и лег в основу нового, так называемого Вестеросского закона. По новому закону все замки, принадлежавшие епископам, переходили в собственность короля, и король определял, какие военные силы должны там находиться. Кроме того, все епископы, кафедральные соборы и каноники должны были отдавать в казну в форме постоянных налогов все свои излишние доходы.
Далекарлийцев же удалось сломить лишь к 1533 году, и в этом же году король составил «общую смету всех расходов и доходов короны в деньгах и товарах» — явление, не имевшее прецедентов в истории Швеции. Король лично наблюдал за всеми государственными делами, вел выгодную торговлю получаемыми в виде налога быками, маслом и зерном; с помощью этой торговли он стремился обеспечить снабжение продуктами всех областей страны и предупредить возможность появления в тех или иных районах голода или недостатка продуктов. Но этого показалось мало, и Ваза пригласил в страну советников из Германии, среди которых особенно выделялись ученый юрист Конрад фон Пюхю, состоявший, между прочим, на службе и у Габсбургов, и теолог Георг Норман. Первое, что сделали прибывшие немцы - это опять подняли налоги. И Швеция в 1542 году встала перед перспективой еще одного восстания. И тут невиданный случай! - король начал разговор эпистолярным жанром со своим народом!
"Я знаю, — писал Густав Ваза, — сложилось всеобщее мнение, что крестьянство желает того, что было в старину, понимая под этим «меньшие налоги» и прочие льготы». Однако я уверен, что такого рода свободы принесут в конечном счете мало пользы. Если посмотреть, что действительно лежит в основе старых обычаев, то мы увидим, что это сводится, например, к тому, что для защиты страны имеется лишь небольшое количество солдат. В таком случае врагу открывается легкий доступ в страну; несомненно, что следует предпочесть надежную оборону. Однако это стоит денег, но крестьянство не думает об этом, а только кричит все время о «старых обычаях». Иными словами, крестьяне хотят, чтобы их защитили от врага, но желают нести при этом лишь небольшие расходы, как тот, о котором говорит старая поговорка, что он хочет иметь теплый дом, но не хочет разбирать штабель дров." Король продолжает далее развивать эту тему: "Раньше корабли купцов, снабжавших государство солью, хмелем, сукном и другими необходимыми продуктами, грабили; людей выбрасывали за борт и топили, как щенят. Если эти старые обычаи и считаются хорошими, то, по моему разумению, они не могут быть для нас полезны". Заканчивались послания,которые зачитывали во всех городах и деревнях страны глашатаи, так: . "Мы предлагаем каждому разумному шведу взвесить, в такой ли мере были полезны все эти старые обычаи для нашего отечества".
Именно благодаря такому необычному разговору с народом большинство шведских провинций не поддержали восставших, и те были разгромлены в 1543 году.
Ваза правил до 1560 года. Король до старости лично занимался государственной торговлей, вникал во все проблемы, наказывал не только крестьян, но и дворян, которые крестьян обижали. На королевских «образцовых землях» велось крупное, организованное по новейшим методам хозяйство, и сам Густав Ваза наблюдал за его ведением. Пустынные земли Финляндии и Норланда продолжали заселяться. Известен он был и своими шуточками - например, если масло, полученное в счет податей и находившееся на складе, портилось, то его могли предназначить в пищу далекарлийцам, работающим в имениях и замках казны, — своеобразная благодарность короля за далекарлийские восстания. Или какому-то фогду, известному своим пристрастием к пиву, король послал целый воз испорченного пива и приказом все пиво употребить лично.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота