|
От
|
Pout
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
25.09.2000 15:37:08
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Август 1945. Десант на Хоккайдо

Сколько разговоров про Курилы - а вот чуть не взяли мы Хоккайдо. И был бы теперь разговор с джапами совсем другой. Хоккайдо, мнэ-э...исконно русская земля. Или айнская. А поэтому может быть и русская.
Но - сорвалось :(((
А вообще интересна статья японистки
http://www.ng.ru/ideas/2000-08-10/7_puzzles.html
....
Десантную операцию на Хоккайдо предполагалось начать после разгрома японских войск на территории Южного Сахалина. 18 августа, накануне переброски войск на Сахалин, намеченной на 20 августа, главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал Советского Союза Василевский, учитывая политическую значимость предстоящей операции, направил шифрограмму членам Ставки Верховного главнокомандования Булганину и Антонову, однако ответа в течение двух дней не получил.
Это обстоятельство тем не менее не приостановило необходимых приготовлений, о чем Василевский докладывал Верховному главнокомандующему. В одной из его шифровок от 20 августа 1945 года на имя Сталина, в частности, говорится: "В настоящее время я и командование первого Дальневосточного фронта серьезно заняты подготовкой десантной операции на остров Хоккайдо. Сейчас ведем морскую разведку, готовим авиацию, артиллерию, пехоту и транспортные средства. С Вашего разрешения морскую операцию здесь начнем немедленно после занятия южной части Сахалина".
20 августа 1945 года Сталин подтвердил свое указание подготовить 87-й стрелковый корпус для участия в десантной операции на остров Хоккайдо. И маршал Василевский, выполняя указания Ставки Верховного главнокомандования, в тот же день приказал командующим войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, командующему Тихоокеанским флотом и командующему Военно-воздушными силами на Дальнем Востоке быть готовыми к проведению операции на Хоккайдо к исходу 23 августа 1945 года.
Однако сложившаяся на фронте ситуация внесла коррективы в эти планы. Анализ событий и документов показывает, что десантная операция на Хоккайдо могла быть проведена не ранее 24-25 августа 1945 года в связи с затянувшимися боевыми действиями в рамках Южно-Сахалинской и Курильской операций, связанными с упорным сопротивлением японских войск.
СТАЛИН ВНОСИТ ПОПРАВКИ
Однако до наступления этих реальных сроков еще более кардинальные коррективы в план стратегического развертывания советских войск на Дальнем Востоке внес сам Верховный главнокомандующий. В первой половине дня 22 августа он отдал приказ маршалу Василевскому о приостановке подготовки к высадке советского десанта на Хоккайдо, который был сразу же доведен шифротелеграммой до сведения главкома ВМФ СССР адмирала флота Кузнецова и командующего Тихоокеанским флотом адмирала Юмашева. Приказ, в частности, гласил: "От операции по десантированию наших войск с острова Сахалин на остров Хоккайдо необходимо воздержаться впредь до особых указаний Ставки. Переброску 87-го стрелкового корпуса на остров Сахалин продолжить". Вслед за этим 27 августа начальник штаба Главного командования советских войск на Дальнем Востоке генерал-полковник Иванов разослал приказ Главкома: "Во избежание создания конфликтов и недоразумений по отношению союзников категорически запретить посылать какие бы то ни было корабли и самолеты в сторону о. Хоккайдо".
Возникает вопрос: почему десантная операция на Хоккайдо была Сталиным отложена, а затем вовсе отменена? Эту проблему до сих пор решают историки и публицисты, открывая шаг за шагом все новые архивные материалы, а в большей мере исходя из анализа и обобщения сложившейся военно-политической и оперативной обстановки на Дальневосточном театре военных действий во второй половине августа 1945 года.
На наш взгляд, не менее продуктивной представляется версия произошедших исторических событий, связанная не столько с изменениями стратегических планов советского руководства, продиктованными ожесточенным сопротивлением японских войск и срывом намеченных сроков завершения Южно-Сахалинской и Курильской операций, сколько с развитием отношений со странами-союзницами и в первую очередь с США.
Как известно, между Сталиным и президентом США Трумэном велась переписка по деталям капитуляции и пленения Квантунской армии. 15 августа Советскому Союзу был предложен подготовленный американцами "Общий приказ # 1", согласно которому "старшие командующие и все наземные, морские, авиационные и вспомогательные силы, находящиеся в пределах Маньчжурии, Кореи севернее 38 градусов северной широты и на Карафуто (Сахалин) должны сдаться Главнокомандующему советскими Вооруженными силами на Дальнем Востоке".
Сталин предложил внести поправки в этот документ: "Включить в район сдачи японских Вооруженных сил советским войскам все Курильские острова, которые, согласно решению трех держав в Крыму, должны перейти во владение Советского Союза. Включить в район сдачи японских Вооруженных сил советским войскам северную половину острова Хоккайдо... Это положение имеет особое значение для русского общественного мнения. Как известно, японцы в 1919-1921 гг. держали под оккупацией весь советский Дальний Восток. Русское общественное мнение было бы серьезно обижено, если бы русские войска не имели района оккупации в какой-либо части собственно японской территории".
ОТВЕТ ТРУМЭНА
Однако отношения между союзниками уже дали трещину. Трумэн не счел нужным положительно реагировать на обращения советской стороны, видя в них далеко идущие геополитические планы советского руководства. Его жесткий и однозначный ответ сводился к тому, что генерал Макартур будет использовать символические союзные вооруженные силы, которые, конечно, будут включать и советских военных для временной оккупации такой части собственно Японии, какую он сочтет необходимым оккупировать.
16 августа 1945 года Трумэн подписал директиву SWNCC 70/5, которая решила послевоенную судьбу Японии: раздела на оккупационные зоны по "германской формуле" не будет, страна целиком станет контролироваться американскими войсками. Тем самым президент США упразднял документ JWPC 385/1, подготовленный объединенным комитетом военных планов Министерства обороны. В нем предусматривалось расчленение Японии на пять оккупационных зон союзных держав-победительниц. Хоккайдо и северо-восточные районы Хонсю предполагалось передать под контроль СССР. На четыре сектора предполагалось разделить и Токио: американский, советский, китайский и английский.
В мемуарах генерала Макартура так комментируются эти события: "Русские стали сразу же проявлять беспокойство. Они потребовали, чтобы их войска могли оккупировать Хоккайдо... и таким образом расколоть Японию на две части. Другим требованием было, чтобы их войска не только не находились под контролем Верховного главнокомандующего (Макартура. - Е.К.), но и были совершенно независимы от его власти. Я решительно отказался".
Стратегическая цель, которую США ставили в отношении Японии на заключительном этапе войны и во время оккупации, состояла в том, чтобы отстранить или по крайней мере свести до минимума возможность других государств, и в первую очередь Советского Союза, принимать участие в разработке оккупационной политики и контроле за ее осуществлением. США по прямому указанию Трумэна стремились избежать повторения "опыта Германии" в Японии, отстранить от участия в оккупации советские войска, а заодно и других союзников.
Следует отметить, что еще до капитуляции Японии, но и в тот момент, когда ее поражение становилось все более очевидным, в правительственных кругах США укреплялась тенденция единолично воспользоваться плодами победы и, как впоследствии писали об этом американские исследователи, стремление "сделать оккупацию Японии чисто американским предприятием".
С этой целью Вашингтон всеми силами стремился создать впечатление, что США сыграли основную роль в победе над Японией и поэтому имеют все основания единолично осуществлять оккупацию. Эту же цель преследовали и атомные бомбардировки, которые должны были продемонстрировать Японии мощь США, оказать сдерживающее влияние на СССР.
...