>>Да. И мало готовили, и подготовка сложнее, чем подготовка лётчика (Лётчик, это личный шофер штурмана) )))
>
>Это только штурманы так считают. А вообще, штурман это "глаза экипажа".
А КОУ, так это даже "командирский в .опе сзади глаз", да.
Шутка, она потому и шутка, что там есть всегда доля правды.
В период перед и во время WW2 были некоторые ВВС/подразделения в ВВС, где командиром экипажа был как раз штурман.
Вот от этого шутка (а на тот момент - совсем не шутка) и пошла.
>Дед говорил, что лётчики-наблюдатели становились штурманами только после переучивания. ...
А обстоятельства и документы говорят, что штурманом становились и без профильного образования, жизнь так рассудила.
Правда, после войны таких списали не разговаривая, но было.
И без всяких переучиваний и снисхождений.
>... Иначе - просто корректировщиками были или занимались фото- и воздушной разведкой.
Штурман, если он в экипаже занимает должность штурмана, выполняет обязанности штурмана, всё остальное - в пределах выполнения боевой задачи.
(Фото- и воздушную разведку вели и лётчики одноместных самолётов - истребителей, к примеру. И экипажи штурмовиков вели разведку, но стрелка никто штурманом из-за этого не называл).
>Сейчас, лётчик-наблюдатель это вообще отдельная специальность. ...
Сейчас - да, но мы же не про сейчас говорим, не так ли?
>... Но как и раньше, ни у лётнабов, ни у штурманов не было чисто лётной подготовки. И тогда и сейчас, для допуска на пилотирование - надо переучиваться.
И тогда и сейчас у штурманов была чисто лётная подготовка, а в некоторых типах самолётов (к примеру - Ил-4) был и вывод для управления самолётом, вставлял штурман ручку в гнездо и сам пилотировал самолёт, или давая отдохнуть лётчику в дальнем перелёте, или в случае ранения / смерти лётчика. Бывало и на аэродром самолёт приводили и даже сажали.
И были случаи, когда штурманы "переходили" в лётчики, и не единичные были случаи, время было такое, да. Война.
А деление это было частично историческим - от первых летнабов, но закреплено известным приказом, в котором определено, что после школ выпускаются сержанты (по нашей теме - стрелки-бомбардиры) (о чем я упоминал в посте от 04.01.2015 13:03:26), а потом, после службы в войсках - доучиваются в военных училищах до лейтенантов и штурманов соответственно.
Но сейчас совершенно понятно, что это приказ был заведомо невыполним, так как был нацелен только на первую часть - накопить больше лётных кадров к войне, и вторая часть никого не интересовала, и эти самые сержанты-стрелки-бомбардиры ставшие за время войны не просто офицерами-штурманами экипажей, но и штурманами звена, эскадрильи, а то и - полка / дивизии, спокойно шли (при наличии с/о) в Академии и служили дальше.
Проблема была снята.