От Jager01 Ответить на сообщение
К All
Дата 20.12.2014 00:03:18 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Броня, траки и бетон

Здравствуйте.
Листая номера Panzerwrecks составил себе устойчивое впечатление, что применение допбронирования у немцев в 44-45 было весьма массовым явлением.
Не пытаюсь сыграть на баяне, скорее хочу сказать о своих наблюдениях.

Траки.
Для начала, есть вот этот интересный отчет, говорящий об эффективности данной меры.
http://yuripasholok.livejournal.com/2952727.html

Какая тенденция была у немцев. Прежде всего лоб на всех машинах, где по их мнению лобовая броня была ослабленной зоной, а именно:
Pz IV - нижний и верхний листы;
Тигр - нижний и верхний листы, причем часто встречается украшение траками именно верхнего лобового листа с смотровиком водителя и курсовым пулеметом;
Штуги обоих типов, гораздо реже ЯгдПанцер IV - отрезками гусениц закрывалась именно рубка, ее лобовой лист и наклонные тонкие лобовые листы.

Лобовая часть НЕ прикрывалась у тех типов танков и самоходок, у которых она считалась достаточно сильной, а главное имела большой наклон (Пантера, КТ, Ягдтигр, Pz IV (70)).

Прикрытие бортовой брони.
Тигр - обкрученные траками борта башни (причем с заводскими креплениями);
Штуги обоих типов - отрезками гусениц закрывалась рубка, в передней части, прикрывая водителя, несколько реже длинный отрезок гусеницы вдоль всего бортового листа рубки.
Пантера, Ягдпантера - полностью закрытые траками борта башни, навеска траков на кормовую часть наклонной бортовой брони, прикрывая МО.
КТ, Ягдтигр - башня, причем не только на носовую и кормовую ее части, где были штатные крючки, но и примеры закрытия бортов башни траками целиком.

Использование траков в вышеописанных расположениях я расцениваю прежде всего как попытку создать срывную преграду, чтобы усилить рикошетирование APCBC на относительно острых курсовых углах. Этакие блоки динамической защиты в каком-то смысле. А уж второй эффект это дополнительные несколько миллиметров к основной броне.

Бетон.
Встречается почти исключительно на Штугах, реже Ягдпанцер IV. Им заливают носовую часть рубки с упором на прикрытие тонких наклонных лобовых листов рубки. Причем бывает, что льют бетон прямо по навешенным тракам.

Здесь, на мой взгляд, много минусов:
Значительный добавочный вес на самую нагруженную часть самоходки;
Снаряд, пройдя путь в бетоне не может срикошетировать от появившейся броневой преграды;
Стойкость бетона в мм брони не представляется значительной.

Плюс бетонировки:
APCBC не имеет возможности нормализоваться, что важно при значительных курсовых углах.


Если посмотреть на американцев, то увидим широкое распространение кустарного доп бронирования
http://vn-parabellum.com/mis/add-armor.html

При этом, они используют бетон, а вместо немецких траков мешки с песком, бревна и отодранные от подбитых машин бронелисты.
Главное наблюдение - стремление защитить именно лобовую часть, бортам и башне посвящено гораздо меньше усилий.
В этом я вижу стремление тупо увеличить прямыми методами толщину лобового бронелиста, ибо даже он (существенной толщины и наклона) не давал заметной уверенности против 75 и 88.

Резюмируя. Подобные импровизации с траками, накладками, пескобетоном являются мерой увеличения живучести танков с явно ненулевым эффектом.
При этом, на нашей бронетехнике 44-45 мы подобных тюнингов не видим, ни на ВЛД Т34, ни на башнях Т34 и ИС2, хотя это были зоны, которые стоило бы укрепить.

Хотелось бы мнения форума относительно ценности вышеописанных мер и предположений почему это не прижилось у нас.