|
От
|
Офф-Топик
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
20.09.2000 01:53:57
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Полеты на боевую службы Равзведыв авиации СССР в 1955-1988 и проблемы
--------------------------------------------------------------------------------
Не скажут ни камень, ни крест, где легли ...
Каждая катастрофа летательного аппарата всегда отдается горестным эхом не только родным и близким, сослуживцам и друзям погибших. Особенно тяжело приходится, когда воздушный корабль пропал без вести - не возвратился из полета на свой ародром или не прибыл в пункт назначения - и надежд на сохранение жизни находившихся на его борту уже не остается. Такое случается при полете над тайгой, пустыней, горами. Но чаще всего - над морем.
Одним из первых случаев бесследного исчезновения самолета над морем стал прервавшийся в районе между Норвегией и Шпицбергеном полет великого полярного исследователя Р.Амундсена, который в июне 1928 года на летающей лодке "Латам" отправился на поиски экспедиции У.Нобиле.
В истории отечественной авиации предвоенного периода наиболее памятным из таких печальных событий явилось исчезновение экипажа самолета Н-209 под командованием Героя Советского Союза С. Леваневского, талантливого пилота, прославившегося в челюскинской эпопее. После благополучных перелетов в США В.Чкалова и М.Громова он направился туда в августе 1937 года по иному маршруту, но уже не только для установления рекорда, а и с коммерческой целью - с товарным грузом на борту. К сожалению четырехмоторный Н-209 до конечного пункта маршрута не долетел... Многомесячные поиски в Северном Ледовитом океане, на побережьях Таймыра, Чукотки и Аляски не дали никаких результатов, хотя неподтвердившихся сведений об обнаружении остатков самолета, его груза или следов передвижения экипажа было немало...
В годы второй мировой войны сотни экипажей боевых самолетов всех воюющих стран не вернулись на свои береговые базы и авианосцы. Большая часть этих потерь обусловлена огневым воздействием противника, например, гибель лучшего летчика-истребителя авиации ВМФ дважды Героя Советского Союза подполковника Бориса Сафонова, сбившего в своем последнем бою над Баренцовым морем три самолета противника. А вот причина невозвращения из очередного разведывательного полета над Средиземным морем летчика французских ВВС, знаменитого писателя Антуана де Сент-Экзюпери точно не известна - "поймал" ли его случайный немецкий истребитель, отказала ли техника или, как говорят сейчас, сработал человеческий фактор - однозначных данных нет. Нет и точных координат места гибели автора "Маленького принца", хотя его соотечественники затратили немало сил и средств на выяснение этого, в том числе и на подводные поиски остатков самолета.
Россиян, безусловно, волнует судьба своих соотечественников авиаторов, принятых навечно морской пучиной. Таких эпизодов и в послевоенные годы накопилось немало. Сейчас ушло в прошлое замалчивание трагических событий отечественной истории, и можно вспомнить, при каких обстоятельствах отдали жизнь десятки российских летчиков, выполнявших присягу и приказ. Полеты над морем традиционно проводили экипажи военно-транспортной, дальней и авиации ВМФ. Первые - при доставке необходимых сил, средств и грузов, в том числе и невоенного назначения, вторые - при отработке навыков в поражении целей и объектов на удаленных территориях, третьи - при реализации своего основного предназначения в составе сил ВМФ ,т.е. для действий по морскому противнику. Особенно возросли интенсивность и протяженность полетов над