От Офф-Топик Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 20.09.2000 01:02:24 Найти в дереве
Рубрики WWII; Спецслужбы; Версия для печати

С нашивкой "Идель-Урал" на фашистской форме

АПОРТ
РОССИЙСКАЯ ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА


--------------------------------------------------------------------------------
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА ДОКУМЕНТА
--------------------------------------------------------------------------------
главная страница | помощь

С нашивкой "Идель-Урал" на фашистской форме
http://www.sovch.chuvashia.com/2000/06/06-1.shtml

С нашивкой «Идель-Урал» на фашистской форме
Валерий Алексеев, "Советская Чувашия"


Известно, великие битвы рождают не только героев. Беспрецедентное в истории человечества противостояние, когда в кровавую бойню воюющие стороны бросали десятки миллионов людей, рождало и карьеристов всех мастей, и трусов, и предателей. Жертвами войны, чего скрывать, становились не только убитые и раненые, но и те, на кого упала тень подозрения.


(Продолжение. Начало здесь).
- Сохранились ли в архивных материалах данные о структуре легиона?

- Надо отдать должное следователям МГБ, которые собрали весьма разнообразную информацию о деятельности антисоветских организаций, действовавших на территории Германии и других государств.

С самого начала возникновения легиона его штаб дислоцировался в г.Радом (Польша), а затем, когда в октябре 1943 года легион в основном был переброшен на Запад, штаб был переведен в г. Ле-Пюи (юго-восточная Франция).

Штаб состоял из немецких офицеров и сотрудников из числа легионеров. Работал ряд отделов: хозяйственный, финансовый и т. д. Отдел "I-А" являлся оперативно-строевым, здесь работали немецкие офицеры и переводчики из легионеров. Отдел "I-Б" исполнял функции военной цензуры и пересылки корреспонденции.

Отдел "I-С" (так называемый культуротдел) занимался агитационно-пропагандистской работой. Руководил им татарин Исламгулов. Штат культуротдела состоял из начальника - немца фельдфебеля Бранецкого - и так называемых культурников-пропагандистов, большинство из которых было назначено отделом пропаганды Татарского комитета. Отдел разрабатывал тематику антисоветских бесед, контролировал практические занятия, снабжал фашистскими газетами и другой антисоветской и националистической литературой, руководил художественной самодеятельностью легионеров, которая по своему содержанию являлась резко антисоветской и националистической.

- Можно ли говорить о полном доверии немцев к лидерам легиона?

- Нет. Об этом красноречиво говорит такой факт. Отдел "3-а" занимался разведывательной и контрразведывательной работой, он официально числился как следственный отдел штаба, якобы занимающийся работой по делу совершивших преступления легионеров. Для прикрытия имелись и так называемые следователи и 5 - 6 неофициальных жандармов из легионеров. Они ведали разведывательной и контрразведывательной работой.

Руководил работой "стукачей" немецкий лейтенант Ленц - представитель немецкого разведоргана, и татарин Мичурин (Курбанов), который числился как прокурор легиона.

Отдел в целях выявления настроений среди легионеров имел массовую агентурно-осведомительскую сеть. Резидентами, как правило, являлись переводчики, командиры отделений и взводов, обычно завербованные во время их пребывания на курсах подготовки младшего командного состава.

Еще один факт из области недоверия к легионерам: в старший и средний командный состав входили немцы. Многие из них прошли специальную подготовку для работы на оккупированной части Советского Союза, владели русским языком, и часть из них даже знала языки народов Поволжья.

Известно, что при Берлинском Ориентальном институте существовали специальные курсы для немцев, на которых готовили будущих администраторов, гаулейтеров для управления территориями Чувашской, Марийской и других автономных республик. Эти курсанты изучали языки поволжских народов.

Нет сомнения в том, что немецкое командование не могло надеяться на полную благонадежность легионеров, так как среди них было немало лиц, которые не хотели служить и при удобных случаях дезертировали и переходили на сторону партизан (советских, французских, чешских, польских) или на сторону советских войск. Для предотвращения таких неприятных для немцев фактов все командиры батальонов, рот, взводов были назначены из немцев. В некоторых строевых подразделениях, участвовавших в боевых операциях против партизан или советских войск, даже командиры отделений были из немцев. Следует заметить, что наряду с командирами из немцев на младшие командные посты допускались и сами легионеры. Таким образом, в функции командира-немца входил контроль над командиром от легионеров.

Для подготовки офицеров немецкое командование организовало офицерские школы на станции Веселая (около Варшавы), в г. Радом, на станции Узедом (Германия). При некоторых батальонах функционировали курсы для подготовки младшего командного состава со сроком обучения в 2 - 3 месяца. Такие курсы действовали в г.г. Львове, Ченстохове, с. Крушино (Польша).

В школы и на курсы подготовки офицерского состава принимались военнопленные, которые имели командный опыт, а также подбирались из числа преданных, дисциплинированных и вполне надежных легионеров. Выпускникам курсов присваивались военные звания от ефрейтора до фельдфебеля, и они направлялись в свои подразделения на командную должность.

При легионе была организована школа переводчиков. В связи с передислокацией частей на Запад эту школу в ноябре 1943 года перевезли в г. Ле-Пюи (восточная Франция), а затем, в апреле 1944 года, - в Рорбах (Эльзас-Лотарингия). В августе 1944 года в связи с приближением союзных войск ее перевели в Ордруф (Германия).

В эту школу брали исключительно тех, кто показал себя как благонадежный воин, доказал преданность немецкому командованию и имел навыки немецкой разговорной речи. Основное внимание здесь уделяли изучению немецкого языка, кроме того, проходили русский язык, строевую и тактическую подготовку. В неделю несколько раз проводили политзанятия, где курсантам читали лекции, на которых прививали симпатию к немецко-фашистскому строю и ненависть к советской власти.

Окончившие школу переводчиков назначались на штатные должности ротных переводчиков, а иногда - во взводы. Иные работали при штабах, столовых, кухнях. Переводчики занимали и должности командиров отделений, взводов и рот.

- В некоторых публикациях, появившихся в последнее время, давалась такая оценка деятельности немецкого тюрколога И. Бенцинга: он якобы был "чистый" ученый, к фашистскому режиму не имел никакого отношения и т.д. Найденные вами архивные материалы подтверждают такую оценку?

- Нет, не подтверждают. Восточным министерством в июне 1942 года в г. Шварценберг (около г. Гамбурга) был создан чувашский лагерь для военнопленных, а его филиал функционировал в местечке Бостхорст. Здесь готовили будущих немецких ставленников на случай оккупации Чувашской АССР, а также агентов-пропагандистов. Этот лагерь, как свидетельствуют архивные данные, организовал тот самый Иоганнс Бенцинг - сотрудник Восточного министерства, доктор тюркологии. Он хорошо владел чувашским, в министерстве руководил подотделом поволжских народов.

Шварценбергский лагерь чувашей подчинялся непосредственно Восточному министерству, в Татарский комитет не входил. Здесь содержали до 100 человек (вместе с филиалом в Бостхорсте, где содержалось еще 16-18 человек). Большинство узников было со средним образованием.

- Писали, что в те годы И.Бенцинг продолжал заниматься наукой.

- Как видно из архивных источников, почти все работы тогда выполнялись по заказу Восточного министерства. В лагере силами легионеров организовывали концерты, где выступали струнный оркестр, чувашский хор, ставили на сцене пьесу А.П. Кадеева "Телейс\р уяв" (Несчастливый праздник).

А.П.Кадеев был привлечен И.Бенцингом к редактированию чувашской газеты "Ч=ваш е\ршыв\" (Чувашская родина). Единственный номер газеты на 4-х страницах вышел в июне 1943 г. тиражом в 10 тысяч экземпляров. Она была рассчитана для легионеров и угнанных в Германию чувашей, печаталась латинизированным шрифтом, плохо понимаемым чувашами, поэтому от них было много жалоб. Этим воспользовался президент Татарского комитета Шефи Алмас и через Восточное министерство добился закрытия газеты.

При участии А.П.Кадеева, П.Т.Трофимова и др., находившихся в лагере Шварценберга, И. Бенцинг составил историко-географический и экономический сборник под названием "Чувашия". Он был издан Восточным министерством на немецком языке. Кадеев и Трофимов составили немецко-чувашский словарь, состоящий из 2000 слов, с разговорником. Книгу издали в Потсдамской типографии по инициативе Бенцинга. При участии Кадеева была составлена грамматика чувашского языка в помощь изучающим чувашский язык и напечатана отдельным изданием по инициативе того же Бенцинга. Кроме этого, Кадеев и Бенцинг приступили к составлению большого немецко-чувашского словаря.

Все военнопленные с первых же дней подвергались усиленной фашистской обработке. Их призывали беспрекословно подчиняться всем распоряжениям немцев, не жалеть сил для достижения победы над Советским Союзом. Немецкие пропагандисты обещали после победы Германии поставить военнопленных на руководящие должности в Чувашии, выделить им большие участки земли и создать разные привилегии и преимущества. После такой агитации пленным предлагали добровольно вступить в военную организацию для борьбы против советской власти. В начале 1943 г. все находившиеся в лагере и его филиале подчинились требованию И. Бенцинга и дали письменное обязательство на верность немецко-фашистскому государству.

- Геннадий Александрович, достигли ли немцы поставленных перед ними целей - перековав военные кадры, получить мобильные части, способные отражать натиск советских войск?

- Попытка использовать "Волго-татарский" легион в борьбе против советских партизан и Красной Армии не дала особых положительных результатов. Многие легионеры не желали воевать против советских войск и советских партизан. При первом же столкновении с партизанами они старались перейти на их сторону, зачастую уничтожали командный состав легиона.

Яркий пример - судьба третьего батальона, который после сформирования был направлен на Западную Украину, где в первое время нес охранную службу немецких военных стратегических объектов в районе городов Львов, Станислав, а потом участвовал в боевых операциях против советских партизан, действовавших в прикарпатских горах. Здесь батальон понес большие потери, а часть легионеров перешла на сторону партизан. Аналогичная ситуация сложилась и при попытке использовать первый батальон в борьбе против партизан в районе городов Витебск и Орел.

После неудач немецкое командование решило использовать "Волго-татарский" легион на Западе - во Франции, в Бельгии и Голландии - в борьбе с нараставшим боевым сопротивлением французского, бельгийского народов, в обороне "Атлантического вала", а также в борьбе против войск союзников в случае их вторжения в Европу.

Карательные операции против французских партизан начались с конца 1943 г. Впереди легиона обычно двигалась немецкая жандармерия и прочесывала местность. При обнаружении партизан вводились силы легиона. На боевые операции выезжали как в полном составе, так и отдельными ротами. Некоторые операции продолжались 3 - 4 недели.

В связи с высадкой англо-американских войск на севере Франции партизанское движение французов стало массовым. А потому "Волго-татарский" легион с этого времени находился постоянно в операциях.

В августе 1944 г. легион в течение трех дней участвовал в боях в окрестностях г. Ле-Пюи. Партизанам удалось окружить легионеров, и часть солдат сдалась в плен, часть вырвалась из окружения и ушла в глубь Германии. В числе выкинувших белый флаг солдат оказалась "православная рота", где служили исключительно представители народностей Поволжья - чуваши, марийцы, мордва, удмурты.

Растрепанные подразделения из г.Рорбаха передислоцировались в г. Ордруф и г. Ное-Гаммер (Германия), где снова переформировывались, пополнялись за счет вновь прибывших из Польши солдат рабочих батальонов.

В феврале 1945 г. в связи с наступлением союзников с Запада и Красной Армии с Востока одну часть направили на Восточный фронт в район г. Франкфурта-на-Одере, а затем в район г. Риза, где легионеры строили оборонительные сооружения. В районе г. Риза военнопленные вместе с немецкими частями участвовали в боях против наступавшей Красной Армии.

- Как использовали немцы тех военнопленных, которые не могли нести военную службу?

- В сборно-формировочных пунктах в городах Демблин, Седльце, Ченстохова и других оказались такие лица, которых нельзя было использовать в строевых частях по тем или иным причинам, как, например, по состоянию здоровья, по старости и др. Иным в силу их "политической неблагонадежности" нельзя было доверять оружие. Таких направляли в рабочие батальоны, которые обслуживали тылы немецкой армии, строили оборонительные сооружения. Служить в рабочих батальонах также допускали после принятия присяги на верность немецкому командованию.

Подразделения рабочей бригады, ввиду сложившейся обстановки на фронте, передавались различным германским войсковым соединениям. Например, в 1944 г. 3-й рабочий батальон был передан 17-й немецкой армии, действовавшей в Польше, 4-я рота этого батальона, состоявшая из чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов, татар и башкир, использовалась, в частности, в авторемонтных мастерских в г. Львове, где восстанавливали для германской армии автомашины, прибывшие с Восточного фронта. В трофейном парке легионеры обрабатывали металлолом, поступавший с фронта, в санитарном парке разгружали и сортировали госпитальное имущество, оборудование, перевязочные материалы, медикаменты и др. Использовали эти войска также на прессовке сена для германского интендантства в районе г. Станислав и т.д.

Рабочие батальоны в редких случаях использовались и в карательных операциях против польских и чешских партизан. Так, например, пятая рота третьего батальона в декабре 1944 г. в районе г. Кельце подверглась нападению со стороны польских партизан. На выручку этой роты штабом были посланы легионеры, обучавшиеся на батальонных курсах младших командиров, и немцы. В результате завязавшегося боя было убито 20 легионеров и 3 немца. Были потери и со стороны партизан. Четвертая рота этого батальона в 1945 г. участвовала в боевых операциях против чехословацких партизан.

Известно, что первый рабочий батальон участвовал в 1944 г. в подавлении Варшавского восстания польских патриотов.

Фашистское командование часто не интересовалось этническим составом пленных из поволжских народов и причисляло их к какому-нибудь антисоветскому формированию. Так, из чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы они создали один 838-й "Волго-финский" батальон и включили его в состав "Северо-Кавказского" легиона, в котором служили осетины, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы и др.

Установлено, что командиром первой роты был чуваш Иванов, который позднее стал заместителем командира батальона и имел звание лейтенанта немецкой армии. Командирами второй и третьей рот были также чуваши. Заместителем командира батальона являлся мордвин, лейтенант немецкой армии.

В августе 1943 г. 837-й батальон в полном составе выехал в Черниговскую область для борьбы против советских партизанских соединений. Здесь в течение одного месяца прочесали лесной массив между реками Днепр и Десна. В результате операций были бои, но в большинстве случаев партизаны беспрерывно следили за их действиями и при тактически выгодной обстановке совершали короткие, но чувствительные удары.

В конце сентября 1943 г. под ударами Красной Армии немцы спешно стали отступать за Днепр. "Волго-финский" батальон также переправился на правую сторону Днепра. Здесь батальон до середины октября строил оборонительные рубежи для немецкой армии (копал траншеи, огневые точки и т.д.)

В октябре 1943 г. часть 837-го "Волго-финского" батальона была погружена в эшелон и отправлена во Францию в район города Бордо-Ангулен. Здесь батальон разбили поротно и направили в разные места. Подразделения батальона охраняли французских, англо-американских военнопленных, державшихся в немецком лагере Сорре (в 100 км от г. Бордо), конвоировали военнопленных на работу, охраняли железную дорогу от французских партизан. Батальон неоднократно участвовал в боевых операциях. В августе 1944 г. легионеры вместе с немцами под натиском высадившихся англо-американских войск и, главным образом, французских партизан начали отступать в глубь Германии.

В сентябре 1944 г. 837-й "Волго-финский" батальон перестал существовать, большинство легионеров сдалось в плен французским партизанам или союзным войскам, а другие дезертировали, чтобы скрыть в дальнейшем свои следы преступлений перед Родиной. (Окончание следует). к оглавлению номера



© 1999-2000 ГУП «ГСЧ»
Пишите нам: sch@chtts.ru Хостинг: портал Chuvashia.Com
Редакция сайта: Константин Ситников
«- 2000 -»
Янв Фев Мар
Апр Май Июн
Июл Авг Сен
Окт Ноя Дек


















--------------------------------------------------------------------------------
О нас: Апорт, Агама | Вебмастеру | Добавить URL | Удалить URL | Заменить URL | Реклама на Апорте
--------------------------------------------------------------------------------