|
От
|
Юрий Житорчук
|
|
К
|
Nachtwolf
|
|
Дата
|
17.04.2013 14:37:42
|
|
Рубрики
|
WWII; 1941;
|
|
Re: Там и...
>>>С Югославией была точно такая-же попытка, поставить перед свершившимся фактом Германию.
>>Однако при этом Сталин ожидал, что Гитлер не посмеет напасть на страну, которая де-факто вошла в зону советского влияния.
>Трудно сказать, в какой мере были подобные ожидания. В том, что СССР не станет объявлять войну в ответ на нападение на Югославию, немцы не сомневались,
Откуда это известно??? Почему Сталин в ответ на нападение немцев на Югославию не мог объявить мобилизацию РККА и договориться с Черчиллем о совместных действиях, скажем заявив совместный ультиматум о прекращении агрессии?
>Немцы это знали, соответственно, знал об этом знании и сам Сталин.
Совсем не факт.
>Скорее, это была попытка заставить немцев считаться со своими интересами, своего рода принуждение к новому раунду переговоров.
И каким же образом немцев можно было принудить к переговорам, если, как Вы утверждаете, немцы не сомневались, что СССР не станет объявлять войну в ответ на нападение на Югославию?
>>Кроме того после нападения немцев на Югославию Кремль резко пошел навстречу японцам, и заключил с ними договор о ненападении.
>Вот взаимосвязь этих событий как минимум, неочевидна. Хотя бы потому, что имела место сложная, многомерная политическая игра всех учасников.
Для начала переговоры о заключении пакта о ненападении началось задолго до нападения немцев на Югославию. И основная проблема заключалась в том, что японцев не устраивали наши предложения относительно ликвидации японских концессий на Северном Сахалине. Вот что по этому поводу 21 ноября 1940 г. заявил Молотову японский посол в СССР:
«Японское правительство считает, что проект пакта о нейтралитете заслуживает изучения, а проект протокола о ликвидации концессий является абсолютно неприемлемым. Японское правительство предлагает Советскому Союзу продать Японии Северный Сахалин с тем, чтобы положить конец спорам между СССР и Японией».
18 марта 1941 г. до 1-го визита Мацуоки в Москву Молотов заявил японскому послу:
«В заключение Татекава просит т. Молотова оказать также содействие заключению рыболовного соглашения, переговоры о котором развиваются не так успешно, хотя японская сторона и стремится пойти навстречу советским пожеланиям.
Тов. Молотов ответил, что последние предложения, переданные Ниси т. Лозовскому 17 марта, мало что дают и едва ли улучшают дело».
5 апреля за день до нападения Германии на Югославию Молотов заявляет японскому послу:
«В связи с этим у меня складывается впечатление, что японская сторона не отдает себе отчета в тех изменениях, которые произошли с 1928 года, надеясь заключить новую конвенцию на основе старых принципов. Это неправильная оценка положения. Отсюда, по-видимому, и те возражения против всех пунктов советских предложений, хотя в этих пунктах изложены минимальные требования, без которых новая конвенция заключена быть не может. По каждому пункту г-н Ниси заявлял, что «это трудно», «это очень трудно», «это невозможно», «неприемлемо» и т.п., между тем эти предложения придется принять, так как они вытекают из необходимости и так как только на этой основе не только можно ускорить, но и заключить новую конвенцию».
7 апреля переговоры фактически зашли в тупик, а 12 апреля Сталин дает задний ход и идет на значительные уступки Японии. Так что связь между советскими уступками и нападением Германии на Югославию таки прослеживается. Договор с Японией был подписан только тогда, когда нас сильно припекло на Западе.
Однако в связи с началом ВОВ японские концессии на Северном Сахалине так и не были ликвидированы. К этому вопросу Сталин вернулся лишь после победы на Курской дуге. В результате 30 марта 1944 года в Москве был подписан протокол, по которому японские нефтяные и угольные концессии передавались в собственность СССР. В порядке компенсации СССР выплачивал Японии 5 миллионов рублей и обещал продавать Японии 50 тысяч тонн сырой нефти с Охинских скважин в течение 5 лет «после окончания настоящей войны». Тогда же было принято решение о закрытии генерального консульства в Александровске и вице-консульства в Охе.
После победы СССР над Японией Советскому Союзу был возвращен Южный Сахалин и Курильские острова.
>С одной стороны, подготовка договора началась до нападения на Югославию, с другой - Мацуока пошел на его скорейшее подписание ПОСЛЕ визита в Берлин и консультаций с германскими союзниками.
Нет такой связи. А разве Берлин был заинтересован в заключении советско-японского договора??? Кроме того, основные уступки были сделаны советской, а не японской стороной.
Юрий Житорчук
http://samlib.ru/z/zhitorchuk_j_w/zhi5.shtml