От М.Токарев Ответить на сообщение
К Сергей Зыков Ответить по почте
Дата 01.01.2013 19:48:58 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

В 1881-1917 гг.

Доброе время суток!

Только не "ссылали", а "высылали" посредством т.н. "административной высылки" на основании "Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" (1881), предоставившего местным властям (генерал-губернаторам столичных городов, наместникам на Кавказе, властям Царства Польского и т.п.) право на высылку во внесудебном порядке отдельных лиц из "местностей, объявленных на положении усиленной или чрезвычайной охраны".
Далее, очередная редакция "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных" (1885) предусматривала высылку в качестве дополнительного наказания или как последствие отбытия наказания, наложенного по суду.
В отличие от ссылки в "места не столь отдаленные", которые еще в редакции "Уложения о наказаниях" 1822 года определялись как Олонецкая, Пермская и Оренбургская губернии, а также ссылки в "отдаленнейшие места" (Иркутская, Енисейская, Томская, Тобольская губернии), конкретный регион отбывания административной высылки определялся по преимущественному выбору высылаемого из столичных городов и т.п. с учетом состояния здоровья ссыльного, наличия у него родственников в выбранном регионе и т.п. В частности, в Крыму до 1917 года ссыльный не мог избрать для постоянного пребывания местности, граничившие с резиденциями особ царской фамилии. Других ограничений для административно высылаемых в Крым не было.
К слову, с практикой "адмиистративной высылки" связана одна забавная история (вроде бы не баян), упомянутая питерским литератором и киносценаристом Михаилом Кураевым в повести "Ночной дозор", впервые изданной в 1988 году, т.е. задолго до Лукьяненко:
"...Высылали (при Петре Великом) изнутри России в столицу на житье людей всяких званий, ремесел и художеств, а в первую голову тех, кто имел завод, промысел или торги. Беглецов из столицы отлавливали и водворяли на место. Сохранилось имя и последнего сослан­ного в столицу, правда уже по собственному капризу. За призыв к буйству и непокорству, за устройство забастовки на Николаевском морском заводе был отловлен и приговорен к ссылке токарь Скороходов Александр Касторыч, пожелав­ший и даже потребовавший, чтобы местом ссылки был Санкт­-Петербург, только что по причине ссоры с немцами поиме­нованный Петроградом. Затерялась в полицейских архивах историческая каблограмма петроградского генерал-полицмейстера, пославшего в ответ на запрос отчаявшегося в бессилии николаевского коллеги милостивейшее свое благоволение: "...одним негодяем больше, одним - меньше, пусть едет…" Дело было в суровую военную пору, в сентябре 1914 года..."
Упомянутый в тексте Скороходов - реальный исторический персонаж, биографические сведения о котором вполне бьются:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%EE%F0%EE%F5%EE%E4%EE%E2%2C_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%CA%E0%F1%F2%EE%F0%EE%E2%E8%F7
http://poruch.net/nikolaev/streets/ul-skorokhodova--1972

В действительности всё обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев