От Павел Войлов (Т-28А) Ответить на сообщение
К Begletz Ответить по почте
Дата 28.08.2012 06:54:19 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Думаю, горючего

Приветствую,

>Большое спасибо за подробный рассказ. А скажите, чего больше не хватало в 1942-3, с точки зрения эффективности логистики, автотранспорта или горючего?

Транспорта, конечно, не хватало, особенно во вновь прибывающих соединениях (в той же 279-й сд помимо 50% некомплекта лошадей еще и автомобилей имелось чуть менее 20 штук).
Но если с транспортом в разных дивизиях было по-разному, то ехать за бензином приходилось всем одинаково за сотни километров (к концу февраля - 600 км в один конец) и бензина второго сорта не было ни у кого. Как следствие стояла артиллерия на мехтяге, не было боеприпасов и не было продовольствия. Причем это чувствовали не только в окопах, а даже и авиация - например, 221-я бомбардировочная дивизия, перебазировавшись в первой декаде февраля на свежеосвобожденный миллеровский аэроузел, тут же практически и свернула свою работу из-за недостатка горючего, за день удавалось сделать максимум 1 (и менее) вылет всем составом.
На земле на показатель "не более 0.2" (а местами - чистый нуль) заправок горючего соединения 3-й гвардейской вышли уже к середине февраля. 259-я сд вообще докладывала 17 февраля, что весь автотранспорт оставлен на пути следования, и горючего осталось 20 литров - в баке генератора радиостанции.
Кстати, вдогонку к воспоминаниям по 102-й дивизии, по поводу организации марша - бардак, конечно, тоже был, но во всех переговорах красной нитью проходит - "дайте горючего". Интересно тут дать несколько цитат из телеграфных переговоров:

- Ваш ответ с движением <279-й> стрелковой дивизии меня совершенно не удовлетворяет. И мне странно как вы осмелились так докладывать. Мне нужно точно знать на самое позднее время где маршируют колонны или стоят на месте, какая им помощь оказывается, кто из ваших представителей точно по-фамильно высланы для встречи дивизии и главное для сопровождения их в новый район, этому вопросу я вижу не уделяете внимания, докладывайте
- Отвечаю. 279-я двигается медленно, нет транспорта, мобилизовали местные ресурсы, выделить из средств армии ничего не можем, выделили только 10 машин по пути следования организовали несколько летучек. Вчера был начштаба дивизии который полностью обрисовал картину. У него ничего нет из транспортных средств. Он ничего не может поднять. Имеет всего 17 автомашин и 50 процентов лошадей, которые не тянут даже пушек. Вынуждены по пути следования произвести мобилизацию транспортных средств из местных ресурсов.
- Выгруженных частей у вас очень много но прядка там нет никакого. Все ждут полного сосредоточения дивизий, все думают как бы не идти к фронту, а с вашей стороны это дело совершенно не организованно проходит, бесконтрольно, медленно и тягуче. Разве может на устроить такой длительный срок готовности - безусловно нет. Мы вам своим автотранспортом подвозим горючее, боеприпасы, а вы даже за счет этого не смогли выделить несколько десятков автомашин на комбинированный марш.
- Для ускорения переброски вновь выгрузившихся дивизий я выделил 10 машин, так как больше не имею возможности, иначе я буду оставлять без боеприпасов и горючего части, которые непосредственно ведут бой. Мои ресурсы вам известны. Кроме 10 автомашин я доложил вам, что я направил группу командиров во главе с членом военсовета, организовал продлетучки на маршрутах и каждый день буду посылать самолет для уточнения местонахождения их и подталкивания их вперед. С автотранспортом меня здорово оголяет изъятие у меня 350 ГАЗ-АА и 80 ЗиС-5 для отправки в резерв Ставки.... Сто автомашин два-три дня в ожидании на Кумылге чтобы получить горючее и боеприпасы, получили ответ что идет перебазирование, таким образом и на Кумылге нет нужных видов снабжения. Прошу дать разрешение для находящихся автомашин на Кумылге об отпуске там горючего и боеприпасов, чтобы они не возвращались вхолостую... Начтыла фронта подает боеприпасы только до Калача, для подвоза от Калач до войск нужно подвозить автотранспортом, но горючее 2 сорт 304 тонны о которых вы давали указания до сего времени не отпущено, это является основным тормозом в подвозе боеприпасов... Горючего 2 сорта на армейских складах ноль, в войсках до 0.5 заправки, а для того чтобы подвозить боеприпасы из Калач на одну машину в оба конца нужно 4 заправки.


Вот так - в наличии 0.5 заправки, а чтобы съездить привезти - нужно 4 заправки (и то не факт что дадут, см.выше). Так что имхо сильнее всего влиял именно недостаток горючего - несмотря на жалобы Лелюшенко по поводу изъятия автотранспорта. Просто если нет горючего, то лишние 100-1000 автомобилей никак бы ситуацию не изменили, только больше бензина бы сжигали, по нескольку дней ожидая подачи горючего и б/п на станциях снабжения.

С уважением, Павел