Разница между ЖО и ВО моторами
не в этом
>>Увлечение рядниками было за счет меньшего миделя, из которого следовала большая скорость - тогдашний фетиш, а на больший вес и меньшую живучесть тогда посмотрели сквозь пальцы.
Не в миделях дело. К проекции самого мотора, неизбежно добавляется проекция водорадиатора. А там как бы не больше наберётся. Хотя радиатор можно унести со лба, в более удобное место, но за это, уже имеет смысл браться только обладая конструкторским опытом.
Но главное отличие в тепловом режиме моторов. Вспомните цифры – ГБЦ воздушного – это 210-250 град, в жидкостном – 100-120. На зеркале поршня воздушного до 700 град. На жидкостном – 450. На клапанах пропорция та же. (Кстати, не зря же именно на воздушных м. стебли клапанов стали полыми, заполненными натрием. Для лучшего теплоотвода. Потом решение зарекомендовало, и пошло на жидк.) Такие разницы в темепературах, приводят к тому, что зазор в поршневых кольцах отличаются многократно – в воздушном до 1,5мм. Тогда как в жидк. – 0,15-0,3. Это приводит к намного более худшей компрессии, и пусковым качествам. Экономия топлива опять же отличается. Стекание масла в нижние цилиндры – это неустранимое свойство радиального мотора. Что русского, что американского. Поэтому запуск мотора начинали с выворачивания свечей и проворачивания. Или просто, проворачивали мотор руками мотор дежурного самолёта. Ещё, один важнейший фактор надёжности – смазываемость. Т.к. масло в принципе теряет смазывающие свойства при нагреве до 140 град, то его нельзя перегревать даже на короткое время -попадая на раскалённые поверхности оно пригарает, приводя к закоксовыванию колец и зависанию клапанов. На маслах того времени, практически мгновенно, при перегреве повышалась кислотность, поэтому и масло сливалось почти после каждого полёта. Сигналом к этому служила пена на масле.
Получается, что мотор жидкостного охлаждения в силу конструктивных особенностей, должен быть надёжнее и совершеннее.
И о5же в их силу, выше литровая мощность. Тогда как воздушникам проще наращивать мощность повышением объёма.