От Александр Стукалин Ответить на сообщение
К MAG Ответить по почте
Дата 05.10.2011 18:46:59 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Локальные конфликты; Версия для печати

А было все такм как-то так...

Цит. по:
Бирилло Н.Н.
8-я оперативная эскадра кораблей Военно-Морского Флота СССР. ВМФ СССР в операционной зоне Индийского океана. Исторические хроники боевой службы 8-й ОПЭСК ВМФ. 1974-1992 гг. – М., 2010 (Кучково поле). – 432 стр., ил.
http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=685432

«…Прекращение деятельности 933-го ПМТО (о. Нокра, арх. Дахлак, Эфиопия)
<…>
В феврале 1991 года эфиопские войска потерпели полное поражение в Эритрее, советские военнослужащие на островах Дахлак были поставлены перед выбором: самим защищать свои объекты, находящиеся на чужой территории. В связи с этим советское правительство приняло решение построенные нами объекты – мастерские, склады, док – передать по остаточной стоимости Эфиопии, подписав соответствующий договор.
С этой миссией в феврале 1991 года в Аддис-Абебу вылетела группа офицеров во главе с с первым заместителем Главнокомандующего ВМФ адмиралом флота И. М. Капитанцем. После ознакомления с обстановкой, заслушивания доклада флотских представителей было выработано одно предложение: в течение трех суток совместно с эфиопской стороной подготовить договор о передаче ей объектов на арх. Дахлак и продлении соглашения о заходе советских кораблей в порты Красного моря (Массауа). В период этого пятидневного пребывания в Эфиопии на севере обострилась обстановка, сепаратисты развернули поход на Аддис-Абебу. Правительственные войска отступили, неся потери.
По этому поводу глава Эфиопии Менгисту Хайле Мариам пригласил главу делегации для передачи послания М. Горбачеву с просьбой о немедленной военной помощи. В последний день пребывания договор о передаче объектов и имущества на островах Дахлак был подписан, и делегация вернулась в Москву. После подписания договора была разрешена эвакуация ПМТО.
6 февраля 1991 года в срочном порядке на плавмастерскую, БДК-101, другие корабли 8-й ОПЭСК ВМФ и несколько барж началась погрузка имущества и личного состава.
Эвакуация длилась 4,5 часа.

По воспоминаниям командира отряда ПДСС Леонида Губко:
…Нашим кораблям решено было уходить. Не добровольно, конечно, а после ультиматума двух объединившихся к тому времени группировок: если до 18 часов не снимитесь, мы расстреляем вас прямой наводкой… Оставили все, кроме оружия и плавсредств. Выход нам все же перекрыли, и мы застряли там на три дня, в течение которых остров превратился в месиво. Потом все же вышли через бухту Мусс-Нефит.
Последними уходили охранявшие базу от подводных диверсантов бойцы отряда ПДСС – шесть человек.
В 11.30 все корабли и суда вышли на рейд и пошли в Аден, но в пути попали в шторм, из-за которого затонул плашкоут. Едва успели забрать экипаж.
В Адене (НДРЙ) группу ПДСС срочно пересадили на БПК «Василий Чапаев» и отправили… в Персидский залив <…>.
Последующие события показали, что эвакуировались мы вовремя.

На 933-й ПМТО по приказанию оставлен док ПД-66 в исправном состоянии, с работавшим дизель-генератором (работал до полной выработки запаса топлива).
Затем ПД-66 был расстрелян повстанцами и затонул на месте установки.
МВТ-23 затонул прямо у пирса №1…».