От М.Токарев Ответить на сообщение
К Presscenter Ответить по почте
Дата 30.09.2011 10:22:53 Найти в дереве
Рубрики Искусство и творчество; Версия для печати

Ответ по военно-правовой составляющей киносюжета

Во время войны партизаны выносят приговор предателю. Приведение возложено на группу, которая волею судеб привести в исполнение не может - кажется, группа гибнет. Остается одна женщина. В наши дни (это, по-видимому конец 60-х) оставщаяся в живых встречает предателя, узнает его и дальше идет какой-то детектив. Вовремя вмешавшиеся сотрудники КГБ, повязавшие предателя спасают женщину от моральных размышлений и неминуемого преступления (хотя до сих пор не пойму: приговор был законным, обязанности исполнить были возложены в тч и на нее - отчего ж самосуд тогда? Ежели никто приговор и ее полномочия не отменил)

Доброе время суток!

ИМХО, приказ о ликвидации предателя был отдан в военное время в боевой обстановки командиром партизанского отряда, приказы которого имели силу приказов командира воинской части. Вступая в отряд, все лица, ранее не являвшиеся военнослужащими и не принимавшие военной присяги,принимали т.н. "Присягу партизана", обязуясь в том числе "беспрекословно выполнять все приказы командиров". Типовые тексты выложены здесь:

http://forum.top.rbc.ru/lofiversion/index.php?t8960604-50.html
http://guralyuk.livejournal.com/833870.html

Для тех же партизан Белоруссии единый образец Присяги и порядок ее приема был утвержден 12 мая 1942г. на совместном заседании Президиума Верховного Совета БССР и Бюро ЦК
КП(б)Б, т.е. был фактически интегрирован в систему подзаконных правовых актов.
Вероятно, в фильме не было указано, было ли решение на уничтожение предателя принято командиром единолично, либо командир отдал подчиненным приказ на приведение в исполнение приговора к ВМН, вынесенного в отсутствие обвиняемого в предательстве партизанским военно-полевым трибуналом, которые в той же Белоруссии действовали в партизанских зонах и в крупных соединениях с начала 1943 года.
Партизанские суды и трибуналы при осуществлении правосудия руководствовались уголовным и уголовно-процессуальным кодексом БССР, а также указами Президиума Верховного Совета СССР, принятыми в период войны, поскольку они не были включены в кодексы БССР и действовали в качестве самостоятельных законодательных актов. Подробнее см.:

http://www.bestreferat.ru/referat-203269.html

В любом случае, в послевоенный период, т.е. во время действия основной части фильма, законы и приказы военного времени уже не действовали. Т.е., формально-правовых оснований для выполнения приказа командира / приведения в исполнение приговора военно-полевого партизанского трибунала уже не имелось.
Хотя в реале слышал я о таких случаях - причем именно в Белоруссии, когда с середины 1950-х гг. в родные края из лагерей стали возвращаться полицаи и пособники, вину которых в преступлениях, однозначно тянущих на ВМН, в ходе первичных следствий и судов в 1940-х гг. доказать не удалось, но в чем были твердо уверены выжившие местные жители, в т.ч. партизаны. Были случаи внесудебных наказаний "откинувшихся" карателей. Как правило, районные суды давали исполнителям по минимуму - исправительные работы сроком до 2 лет, квалифицируя их деяния по ст. 102 УК БСССР 1961 года ("Умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения, вызванного насилием или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего...") Текст УК здесь:

http://pravo.levonevsky.org/kodeksby/uk/1961nev/index03.htm

В действительности всё обстояло совсем не так, как на самом деле.
М. Токарев