От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К radus
Дата 23.08.2011 17:21:10 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

можно и посмотреть — худ. фильм «Украденный поезд» (СССР— НРБ), 1971

только с Иваном Кошкиным проконсультируйтесь а то вдрух :)


Переговоры завершились тем, что уже 14 сентября целый ряд частй 17-й воздушной армии перебазировался на аэродромы Софийского и Видинского аэроузлов и оттуда начали боевую работу.
Майору Н. Козлову довелось принимать участие и во второй операции, которую можно назвать приключенческой. Много лет спустя после войны она ляжет в основу художественного кинофильма «Украденный поезд». Все началось с того, что некоторые представители фашистского болгарского правительства, работники немецкого посольства и военной миссии в ночь на 18 сентября, захватив с собой архивные документы, а также часть золотого запаса и другие государственные ценности, на специальном поезде направились в Турцию. В тот же день генерал В. А. Судец вызвал к телефону заместителя командира 449-го бобардировочного полка Н. Козлова и приказал ему пятью экипажами, взяв на борт автоматчиков и подрывников, отправиться на поиски злополучного поезда, найти и захватить всех, кто на нём находится. Никогда за всю войну ничего подобного не приходилось выполнять нашему брату-летчику. Экипажи во главе со старшими лейтенантами Мясниковым, Шевкуновым, Фридманом, Гапоненко быстро приготовились к вылету. Шестьдесят восемь автоматчиков и подрывников, руководимые инженером полка по вооружению капитаном технической службы А. Гурьевым, в течение получаса отработали свои действия по захвату поезда, затем погрузились в бомболюки. Под прикрытием истребителей нашей дивизии авиационная экспедиция отправилась в свой необычный рейд. Долго шли над железной дорогой на высоте 200— 300 метров. Нигде никаких поездов нет. Неужели беглецы успели скрыться в Турцию? Наконец на станции Малево заметили два эшелона. Один был с паровозом, другой — без него. Неужели они? Стали в круг, рассмотрели все как следует. Один эшелон вабит солдатами и грузами. Другой — тоже, но в середине этого состава — три классных вагона. Сомнений нет — это беглецы. Подтверждением тому и Ли-2, стоящий невдалеке от станции. На нем штаб фронта прислал оперуполномоченного с группой автоматчиков. Козлов повел свою группу на посадку. Приземлились метрах в четырехстах от эшелонов, стали хвостами к ним — наши стрелки сразу же взяли вагоны на прицел. Солдаты выскочили на крыши вагонов и застыли в изумлении. А наши автоматчики и подрывники в это время заняли оборону. Истребители все время висели над станцией, готовые в любую минуту к штурмовке. Козлов и Гурьев с двадцатью автоматчиками пошли к эшелонам. К ним присоединилась и группа прилетевших на Ли-2. Навстречу им тут же направились машинист с помощником. Оба радостно улыбались, были очень довольны тем, что все закончилось таким образом. Они рассказали: вести поезд их заставили силой. Гнали эшелоны на полной скорости всю ночь. А к утру свернули с основной магистрали на глухую дорогу, заканчивающуюся в горах тупиком. Поезд разделили на два эшелона — для маскировки. К вечеру собирались двигаться дальше. Да вот появились советские самолеты, и гитлеровцы, а также некоторые руководители бывшего фашистского болгарского правительства со всем своим имуществом на двух автомашинах, снятых с платформ, удрали в сторону турецкой границы. Вот так сюрприз! Возле эшелона стояли еще пять автомобилей, на которых не успели бежать второстепенные чины. Майор Козлов приказал офицеру, прибывшему на Ли-2, посадить в два грузовика своих людей, взять проводника из местных жителей и кратчайшим путем на предельной скорости начать погоню. Сам же помчался к самолету и по радио передал истребителям, чтобы два из них прошлись на юго-восток, к турецкой границе и, в случае обнаружения автомашин, предупредительным огнем заставили их остановиться, а не повинуются — уничтожить.

Ровно через пятнадцать минут исребители доложили, что машины с фашистами остановлены, недалеко от Свиленграда, к ним приближаются наши грузовики. Операция «Украденный поезд» завершилась захватом всех, пытавшихся бегством спастись от возмездия. Болгарскому народу были возвращены чрезвычайной важности документы и большие ценности. Вот какие любопытные дела творились на нашем 3-м Украинском фронте. Не обходилось без приключений и у нас. Как-то звено Михаила Цыкина после облета линии фронта возвращалось домой. При подходе их к аэродрому с КП полка поступило распоряжение: — Восточнее Габровнице проходит «мессершмитт». Его надо посадить. Звено тут же легло на нужный курс, настигло неприятеля, зажало его в клещи, принудило к приземлению на нашем аэродроме. «Мессер» оказался не простой — последней конструкции, с обзорным радиолокатором на борту. Ме-109 Г-6 — так назывался он. Естественно, самолет привлек наше внимание. Мы осмотрели, ощупали его со всех сторон и пришли к выводу, что ничего-то особенного в нем нет. Даже локатор был настолько примитивным, что вряд ли мог принести летчику какую-либо пользу. Удовлетворив свое любопытство по отношению к машине, мы обратили внимание на пилота. Он стоял вялый, раскисший. Я вспомнил пленного фашистского летчика, с которым довелось говорить в Барвенково. Тот держался высокомерно. ... И понятно: Габровнице — не Барвенково, держаться спесиво здесь, когда уже все ясно, было бы просто смешно. 6 октября довелось распрощаться с милым сердцу Габровнице и его сердечными жителями. До слез жаль было покидать болгарских друзей. Калашонок захватил парашютную сумку, в которой хранился мой и его небогатый скарб, мы расцеловались с хозяевами и направились на аэродром. Там заняли места в кабинах самолетов, ...

Боем живет истребитель: документальная повесть
Николай Скоморохов, Николай Николаевич Беловол - 1981