От И. Кошкин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.06.2011 00:46:28 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Насчет мурз - давайте ка отделять мух от котлет...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

...а то сейчас у людей возникнут ненужные аллюзии.

Началом крепостного права считается закон о переходе в две недели Юрьева дня. Когда он был принят - с татарскими мурами была уже некоторая напряженка - бежать из Крыма или, там, Белгородской орды на русь они не торопились. Во времена же, когда такое явление было распространенным, существовало две формы приема на службу татарских аристократов:

1. С принятием последними христианства - т. е. человек становился полностью русским, служилым князем или боярином, и мог получить в кормление и управление город. Сын такого царевича, к примеру, геройски погиб в куликовской битве.

2. Позднее получила распространение также и вторая форма, когда татарский вельможа не менял веры, но получал в кормление деревни или даже городок. При этом он имел право сбора податей, но права суда над христианами не имел - только над мусульманами, и в случае войны с подвластных ему земель в войско собирались только мусульмане, христиане же шли отдельным полком. Из таких земель было образовано вассальное Касимовское царство. Подобные "турзы-мурзы" были обязаны Великому Князю военной службой по первому свистку, и эту службу исправляли хорошо, выходя в походы и против Литвы, и против казанских-астраханских-ногайских-крымских людей, и против ослушников Великого Князя в русских землях. Эти мурзы отбивали русский полон, угоняемый казанцами и крымцами, причем нередко успевали раньше русских войск. Более того, летописями зафиксирован случай, когда русский воевода отказался идти на помощь разоряемым селам, за что его чуть не линчевали свои же, а вот татарский хан успел и отбил большой полон христиан.

Такая веротерпимость татар не должны вызывать удивления - на территории улуса Джучи до введения Узбеком ислама, как государственной религии, жило довольно много христиан - и несториан, и православных (собственно, первая волна татарской миграции в русские земли была вызвана именно решением Узбека выпилить всех, кто не обрежется).

Разумеется, при этих процессах наверняка возникали какие-то трения, так Василия Темного упрекали в том, что де при нем от татар было не продохнуть - но это упрек именно со стороны русской знати, которые обижены тем, что батька "нас на бабу променял". Утеснения простому народу, емнип, при этом особо не отмечены - по крайней мере сильного повышения уровня к тому, что был от своей аристократии.

И. Кошкин