|
От
|
Д.И.У.
|
|
К
|
negeral
|
|
Дата
|
09.06.2011 22:33:52
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Скажем так, это изначальный подход, постепенно размывавшийся
>Вот что действительно характерно для всех варварских правд, так это штрафы как санкция и ордалии как способ докзывания. Поединок не так уж и характерен. Но там где он есть (Салическая правда) он расчитан таким образом, чтобы шансы сторон были равными.
Штрафы и поединок/ордалии существуют в различающихся (хотя и частично пересекающихся) плоскостях. Штрафы назначаются тогда, когда нарушение очевидно, засвидетельствовано и точно подпадает под установившийся обычай. Поединок - прежде всего "божий суд", когда правота сторон не вполне ясна. И тут любой дееспособный мужчина-воин (именно каждый) должен своей рукой отстаивать свое право - либо признать свою второсортность в рамках племени, малодушие, слабость, малоценность, и "сдаться". Таков изначальный подход. По мере продвижения от "военной демократии" к "классовому обществу" он, естественно, смягчался. Суживалась сама сфера применения судебного поединка, расширялось право заместительства (изначально понимавшееся как особое нежелательное исключение), вводились разные ограничения. Можно проследить этот процесс в рамках "варварских правд", которых десятка полтора, если не больше, и среди которых есть более "грубые" и более "цивилизованные" версии.
Салическая правда приморских франков (у франков была и более примитивная Рипуарская правда среднерейнских жителей, примечательно придающая бОльшую роль ордалиям) относится к числу относительно "развитых"; в романизированных готских королевствах судебные поединки были запрещены вообще. Но более "варварские" правды применяли их шире, вплоть до обычного метода разрешения споров о принадлежности земельного участка (у алеманнов и баваров).