Управление подводной лодкой при всплытии в крейсерское положениe
Под всплытием подводной лодки понимается процесс перехода из подводного положения в надводное или перемещение в вертикальной плоскости с большей глубины на меньшую.
Если подводная лодка находится на глубине, более безопасной, то всплытие ее в крейсерское положение на ходу включает в себя четыре последовательных этапа;
— всплытие на безопасную глубину;
— всплытие на перископную глубину;
— всплытие в позиционное положение;
— всплытие в крейсерское положение.
Всплытие на безопасную глубину производится, как правило, на ходу 4—6 уз с дифферентом 3—5° на корму, при этом носовые рули перекладываются на угол 15—20° на всплытие, а кормовыми удерживают заданный дифферент. При подходе к безопасной глубине дифферент отводится к нулю.
На безопасной глубине осуществляется прослушивание водной среды гидроакустической станцией в режиме шумопеленгования. Для прослушивания горизонта на кормовых углах курс подводной лодки изменяют влево и вправо на угол, больший величины кормового теневого сектора. Время лежания на курсе отворота должно быть не менее 2 мин. О начале и конце циркуляции на курс отворота ставится в известность гидроакустик:
"Акустик, циркуляция влево или вправо".
При обнаружении цели (подводной лодки) в кормовом секторе или на курсовом угле 90° и более следует привести ее на свой курсовой угол 120° того борта, на котором она обнаружена, и добиться изменения пеленга увеличением своей скорости, после чего замерить дистанцию до цели и маневрировать исходя из создавшейся обстановки.
Только после уяснения обстановки командир оценивает возможность всплытия подводной лодки на поверхность. Выбирается курс всплытия и объявляется боевая тревога. Радиолокационные станции обнаружения и поиска готовятся к работе. При всплытии в полигоне боевой подготовки, особенно при совместной отработке задач с надводными кораблями, целесообразно обследовать горизонт в активном режиме.
Всплытие подводной лодки с безопасной глубины на перископную производится с небольшим (1,5—2°) дифферентом на корму и на скорости, не превышающей Вуз. При всплытии на перископную глубину нужно быть готовым в любой момент прервать маневр всплытия и уйти на глубину, для чего цистерна быстрого погружения готовится к заполнению. С подходом к перископной глубине необходимо уменьшить ход до 4—5 уз и заблаговременно поднять антенну радиолокационной станции поиска, а затем перископ. Перископ и головка антенны радиолокационной станции поиска появятся на поверхности одновременно, и в случае обнаружения работающих радиолокационных станций или целей в перископ, всплытие подводной лодки в зависимости от обстановки может быть прервано.
Решение о всплытии в позиционное положение может быть принято только после осмотра горизонта и воздуха в перископ, после чего поднимается выдвижная антенна радиостанции. Осмотр горизонта в перископ следует начинать с носовых курсовых углов, не переводя оптическую систему на увеличение. Поэтому в период подъема перископа нужно убедиться, что он установлен на курсовом угле 0° и рукоятка смены увеличения стоит на минимальном значении. Вначале осматривают ближний, а затем дальний горизонт по носу подводной лодки, после чего осматриваются ближний и дальний горизонты от траверза в корму по обоим бортам подводной лодки.
Осмотр воздуха также следует начинать с носовых курсовых углов и далее медленно разворачивать перископ от траверза в корму по обоим бортам. В случае обнаружения цели на горизонте или в воздухе оптическую систему нужно перенести на увеличение для осуществления классификации. Все результаты осмотра горизонта и воздуха в перископ записываются в вахтенный журнал.
Решение всплывать в позиционное, а затем в крейсерское положение командир подводной лодки принимает на основании четкого представления обстановки в районе всплытия.
На перископной глубине командир подводной лод-ии командует: «По местам стоять, к всплытию. Приготовить правый (левый) дизель (дизель-генератор) на продувание главного балласта». На дизельных подводных лодках в этом случае целесообразно остановить главный гребной электродвигатель того борта, на котором готовится дизель. Личный состав выполняет действия, обусловленные расписанием.
Всплытие производится по команде командира подводной лодки «Всплывать» после приготовления дизеля (дизель-генератора) на продувание главного балласта. Рулевой-горизонтальщик ставит носовые и кормовые горизонтальные рули в положение на всплытие и докладывает об уменьшении глубины погружения через каждые 0,5 м. На глубине 5—4 м носовые горизонтальные рули ставятся в нулевое положение и заваливаются. На этой же глубине по команде продувается средняя группа цистерн главного балласта, опускается перископ и приспускается антенна радиолокационной станции поиска в положение «по-походному». Получив доклад командира электромеханической боевой части «Продута средняя, кингстоны закрыты. Глубина ... метров, крен ..., дифферент ... Давление в лодке ... мм ртутного столба» и убедившись по показаниям глубиномеров, что подводная лодка всплыла, командир отдраивает верхний ру-бочный люк и выходит на мостик.
Для перехода из позиционного положения в крейсерское цистерны главного балласта продуваются воздухом низкого давления. На дизельных подводных лодках они могут продуваться выхлопными газами дизеля, работающего одновременно на винт, так называемое «продувание газами с ходом». Продувание в этом случае начинается по команде «Правый (левый) дизель малый ход. Продувать балласт». Электродвигатель другого борта после дачи хода дизелем останавливается. При работе дизеля только на продувание подводная лодка осуществляет движение под главными гребными электродвигателями.
В процессе продувания главного балласта инженер-механик наблюдает за равномерным продуванием цистерн, т. е. осуществляет всплытие в крейсерское положение без крена и дифферента. Выход воздушных пузырей в районе кингстонов или шпигатов той или иной цистерны главного балласта с обоих бортов соответствует полному продуванию цистерн, о чем командир подводной лодки (вахтенный офицер) сообщает в центральный пост.
По окончании продувания концевых групп цистерн главного балласта командир подводной лодки с мостика командует: «Балласт продут». Если главный балласт продувается дизелем в режиме «винт-продувание», то он после продувания переводится на работу с нормальным выхлопом в атмосферу. Подводная лодка всплывает в крейсерское положение, и по приказанию командира подводной лодки заполняется цистерна быстрого погружения. После объявления боевой готовности и за-ступления вахты завершается маневр всплытия в крейсерское положение по команде «От мест по всплытию отойти».
------------------------------------------
Вот так всплывает лодка в штатной ситуации, всплытие с помощью только ГБ происходит в ледовой обстановке или аварии.