От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Bogun Ответить по почте
Дата 05.03.2011 12:57:36 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Локальные конфликты; Версия для печати

При том же составе сил обеих сторон может быть и меньше 3 дней, и больше недели.

>Задача. Продержаться неделю (для верности, мало ли как долго российская военная машина будет раскачиваться).
>Считаем, что боеприпасов на итурупских складах для этого достаточно.

В нынешнем реальном мире, в наименее фантастическом из всех сценариев, всё будет решаться в первые два дня.
Т.е. в ночь с пятницы на субботу во время какого-нибудь "мирового чемпионата" наносится массивный БШУ, с повторами. Вечером в воскресенье: либо японский премьер торжественно объявляет о "восстановлении территориальной целостности японского государства", что с готовностью подхватывается "мировыми" (т.е. проамериканскими) масс-медиа, либо становится ясно, что настоящая война только начинается, и японская сторона в понедельник показывает готовность к "разумному компромиссу и примирению".

Также надо принимать как данность, что Япония - высокоразвитое богатое государство, со стареющим образованным населением, с развитыми демократическими институтами, высоко ценящее человеческую жизнь (по крайней мере, свою собственную). Поэтому "людские волны на кавасаки" - совсем уж фантастический бред, устаревший на два поколения. Если боевые действия и будут вестись, то в максимально высокотехнологичной манере, с предельным упором на ВВС и ВМС новейшего образца, и стремлением минимизировать свои людские потери.

С другой стороны, надо понимать, что если у японских "сил самообороны" не имеется большого флота скоростных десантных средств ближнего действия - то только потому, что они не планируют никаких десантных операций на Юж. Курилах в обозримой перспективе. Если бы планировали и серьезно готовились, скрытное создание и развертывание таких средств было бы незначительной задачей, при японских финансовых и технических возможностях. Если надо будет, так и "Оспреи" появятся, и дальноплавающие БТР производства США, и всё что угодно.

Стало быть, абсолютно решающий фактор - успех (или неуспех) первоначального японского "воздушного наступление", как единственного средства добиться перелома в кратчайшие сроки.

Тут возможны пессимистический и оптимистический сценарии.

При пессимистическом - на протяжении "субботы" оборонительной инфраструктуре на Кунашире и Итурупе наносится непоправимый ущерб, т.е. уничтожается основная часть тяжелой техники, наносятся большие потери личному составу, полностью дезорганизуется управление, уничтожается основная часть долговременных оборонительных сооружений. Параллельно высаживаются РДГ, подкрепляющие повторные "зачищающие" БШУ, устанавливается плотная морская блокада. Вечером в "субботу" (на Кунашире днем) начинается высадка основных десантов с моря и вертолетов, не встречающих серьезного сопротивления. В воскресенье подавляются очаги открытого сопротивления. Затем остается только вылавливать разбежавшиеся по горам деморализованные остатки гарнизонов.

Естественно, этот сценарий предполагает а) полную стратегическую, оперативную, тактическую внезапность (т.е. провал дипломатических и разведывательных ведомств РФ), и заблаговременное вскрытие всей системы обороны островов;
б) формально-бюрократический подход Генштаба и прочих "силовых" ведомств к охране и обороне островов - типа составили общие бумажные планы, завезли сколько-то единиц новой техники и личного состава, напечатали помпезную заметку в газетенке "Белый Орел" (т.е. свежепереименованной "Красной Звезде"), отчитались перед президентом - и вернулись к основным занятиям;
в) халатно-безответственное несение службы гарнизоном.

Понятно, если будут присутствовать вышеуказанные факторы, хоть у бригады, хоть у дивизии конец будет один.

Эти факторы стали традиционными при существующем олигархическом режиме в России, однако было бы крайностью считать их чем-то повсеместным, неизбежным и неизменным.
Потому возможен и оптимистический сценарий - при том же самом основном вооружении и ЛС гарнизонов.

Конечно, предельно оптимистический сценарий - если дипломатические и разведывательные ведомства РФ своевременно вскроют подготовку к нападению, политическое руководство правильно отреагирует на их донесения, воор. силы на ДВ будут приведены в повышенную боеготовность, на японское и прочие заграничные руководства будет оказано дипломатическое давление и т.д.
Но в этом случае Япония наверняка откажется от нападения "прямо сейчас".

Поэтому к делу относится только "умеренно оптимистический сценарий". Т.е. тактическая внезапность у японцев при продуманной, тщательной, заблаговременной подготовке к охране и обороне о-вов и добросовестном и ответственном несении службы гарнизоном.

Это значит, что о-ва должны быть снабжены современными и комплексными средствами активного и пассивного наблюдения, которые эксплуатируются с высокой надежностью и в рациональном режиме.
Гарнизоны и предполагаемые районы обороны должны быть заблаговременно и продуманно оборудованы рациональным образом (с разумным компромиссом между рассредоточением и прикрытием максимально плотной группировкой ПВО), с максимальным обеспечением скрытности и секретности (предполагающими грамотное инженерное оборудование, широкое использование современных средств маскировки (особенно с воздуха и из космоса), ложных целей и позиций, средств РЭБ, должный режим охраны запретных зон, исключающий шастанье "туристов" со спецаппаратурой и появление фотографий складов, укреплений и запасных позиций в "одноклассниках").
Не находящаяся на дежурстве техника должна пребывать в хорошо замаскированных укрытиях, желательно укрепленных.

Причем "мелочи" в подобной ситуации будет играть решающую роль. Например, своевременное и полное использование средств и методов маскировки (той же "Накидки"), запасных путей и позиций (заблаговременно продуманных, подготовленных и изученных личным составом), надувных макетов может кратно снизить эффективность воздействия авиации, вертолетов, БПЛА, корабельной артиллерии по бронетехнике - а следовательно, намного продлить ей жизнь. Т.е. те же танки, САУ, ЗРК могут быть как уничтожены в первый же день безнаказанно, так и продержаться неделю и дольше с нанесением серьезного ущерба противнику - в зависимости от того, как их будут использовать.

Дежурные средства ПВО должны быть готовы немедленно предупредить остальной гарнизон о нападении (хотя, в самом оптимальном варианте, первый эшелон японских ВВС может быть обнаружен только минут за 15 до нанесения удара) и максимально смягчить его.
И тут ключевая роль будет принадлежать, в первую очередь и прежде всего, скрытности и секретности уже в мирное время, во вторую - наличию, совершенству и своевременному задействованию средств РЭБ, в третью - правильной тактике средств ПВО.

Очевидно, при первом ударе наиболее опасны противорадиолокационные ракеты HARM, и планирующие бомбы и крылатые ракеты с GPS коррекцией.
Против них есть свои методы защиты. Против HARM - использование пассивных средств обнаружения по максимуму (надо учитывать, что японское нападение будет, скорее всего, приурочено к периоду хорошей погоды), быстрая смена позиций после кратковременного включения РЛС (или вообще наблюдение в движении, на что способен "Тор"), использование "Тор-М2" максимально против ракет этого типа на ранней стадии. Есть также средства вроде "Газетчика" - не знаю, насколько применимые не для защиты С-300.
Что касается "спутниковых" бомб, их эффективность прямо связана с надежностью предварительной разведки координат целей. Т.е. со степенью секретности, маскировки и использованием ложных целей гарнизоном.
Кроме того, возможно локальное подавление GPS-сигналов. По крайней мере, теоретически. Вопрос в совершенстве такой аппаратуры, её наличии на месте и способности своевременно задействовать.

Следовательно, есть возможность значительно снизить эффект первого авиаудара, "растянуть" срок жизни средств ПВО (дежурная смена, видимо, будет уничтожена, но есть шанс сохранить остальные средства в укрытиях и, затем, продолжительное время использовать "кочующим" образом), позволить большей части гарнизона рассредоточиться и замаскироваться по заранее подготовленным и изученным планам, приступить к минированию подступов (для этого надо иметь средства быстрой механизированной установки, помимо хорошо укрытых запасов мин).

Дальнейшая оборона, видимо, будет "активно-очаговой". Сам по себе организованный переход к этой стадии, с сохранении основной части войск и управляемости, можно считать крупным успехом - возможно, решающим.

Защищать все острова целиком, безусловно, не удастся, да и не имеет смысла. Но вполне можно защищать "главный оборонительный район" - очевидно, возле главного порта и аэродрома, с использованием заранее подготовленных и замаскированных ДОТов, с нанесением огневых ударов по десантам кочующими артиллерией и РСЗО, с активными контратаками бронегрупп против авангардов противника.
Последнее важно - хотя бы для того, чтобы максимально затруднить работу наземных наводчиков авиации и артиллерии, и оттянуть "сжимание кольца" вокруг главного гарнизона (обе задачи взаимосвязаны - чем туже кольцо, тем легче работать авианаводчикам).

Заметим, что 25-40-км дальность стрельбы "Гиацинтов" и "Градов" вполне достаточна, чтобы держать десанты противника на удалении, исключающим быстрый захват "оборонительного района". А медленное наступление через труднопроходимую местность, с оборудованием полевых вертодромов, причалов и т.д. - едва ли политически приемлемый вариант.
И, опять, эффективность применения артиллерии целиком зависит а) от маскировки и правильной тактики, с быстрой сменой подготовленных позиций; б) заблаговременно созданной и умело поддерживаемой системы наблюдения - как людьми-корректировщиками на ключевых высотах, так и техническими средствами (сейсмическими датчиками, видео и ИК камерами и т.д.).

Вот в "оптимальном варианте" имеющаяся бригада может продержаться не только неделю, но и намного больше. Если это удавалось всяким "Умм-Касрам" в Ираках.
Противник ведь тоже не идеален. Японская сухопутная армия представляется довольно провинциальной, она не имеет опыта такого рода операций (даже на уровне масштабных учений), её "новые технологии" не проверены и выглядят полу-экспериментальными.
Вероятно, она и морально не готова к навальному штурму, не считающемуся с потерями.
А высокотехнологичная война, как все сложные явления, весьма уязвима к продуманным помехам. Если противник к ней не готов, она принесет ошеломляющий и молниеносный успех. Но при продуманном и тоже высокотехнологическом противодействии темп резко упадет, наступит замешательство, поиск своих контрмер (вместо "пехотного навала любой ценой", характерного для отсталых наций), операция может непредвиденно затянуться.

Дальше всё будет зависеть от российского политического и военного руководства. Если оно сумеет своевременно и мощно оказать давление на Японию в целом (избегая самого провального сценария - локализации конфликта в быстротечное воздушно-морское неядерное сражение у Юж. Курил), будет быстро достигнуто перемирие с отведением десанта на исходные позиции, в Японию. Если ума и ответственности у руководства РФ не хватит - остаткам курильского гарнизона придется сдаться. Но с честью, выполнив свой долг.