От GAI Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.09.2000 17:53:00 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Версия для печати

Статья об АК. Комментарии ?

Уважаемая редакция!
В 1943 году в Германии была принята на вооружение созданная фирмой “К. Г. Хенель Ваффен унд Фаррадфабрик” (гл. инженер Хуго Шмайссер) штурмовая винтовка МР43 под промежуточный патрон 7.92х33.
По сведениям, приведенным Яном Хоггом и Джоном Уиксом в книге “Все пистолеты мира. Полный иллюстрированный справочник пистолетов и револьверов” (М., ЭКСМО, 1997), “...Хуго Шмайссер попал в руки советских оккупационных властей в 1945 году, и с тех
пор о нем никто ничего не слышал” (с. 147).
В 1949 году на вооружение СА был принят автомат АК-47 с аналогичной МР43 сборкой (за исключением узла запирания) и под идентичный германскому промежуточный патрон.
Прошу прокомментировать связь этих событий и сообщить о судьбе X. Шмайссера после 1945 года.
Гавшшков И.Е., Руююжий И.Ю., Тюмень
P.S. Не сомневаюсь в огромных заслугах Михаила Тимофеевича Калашникова в области создания стрелкового оружия, но хотелось бы знать, встречались ли лично гениальные конструкторы.

ОТ РЕДАКЦИИ
Этот ответ предваряю примечанием, что а сказанное ниже является моим личным мнением, однако его разделяет определенный круг оружейников.
Относительно немецких конструкторов-оружейников в СССР могу сказать лишь то, что в тульском КБ (ЦКБ-14) и на тульском оружейном заводе Хуго Шмайссера не было. Изучая немецкие оружейные журналы многие годы, я не встречал и намека на то, что кто-либо из немецких оружейников после войны был депортирован в СССР.
В начале пятидесятых годов, во время моей студенческой практики в оружейном СКБ г. Коврова, мне говорили, что после войны у них была организована “шарага” из принудительно вывезенных из Германии конструкторов. В их числе был доктор Грю-нов — создатель пулемета MG-42. Помню, мне рассказали: когда доктора Грюнова спросили, как ему удалось создать отличный пулемет, он ответил, что альтернативой у него был концлагерь.
Выдающимся немецким оружейным конструктором, помимо X. Шмайссера, был и Луис Штанге — создатель пулемета MG-34 и автоматической винтовки FG-42. Но инженерного образования ни тот ни другой не имели. Луис Штанге начинал свою оружейную карьеру слесарем у отца Хуго — Луиса Шмайссера.
История же нашего автомата началась 15 июля 1943 года, когда на техсовете Наркомата вооружения был продемонстрирован трофейный комплекс — оружие и патрон — МР-43. В кратчайший срок в ОКБ-44 главным конструктором Н. Едизаровьм и ведущим инженером П. Рязановым был создан наш промежуточный патрон. Технологическая часть обеспечивалась Б. Семиным. По баллистике наш патрон полностью соответствовал немецкому при равных длинах стволов оружия. Немцы сработали просто — укоротили штатную маузеровскую винтовочную гильзу. Нашу же штатную винтовочную гильзу со шляпкой и большим наружным диаметром нельзя было использовать аналогичным образом.
Идея создания промежуточного патрона возникла в конце ХIX века. Она принадлежала швейцарскому баллистику Хебблеру. А сам патрон был разработан немцами лишь в начале 30-х годов нашего века.
В конкурсе по созданию отечественного автомата участвовали около 15 конструкторов. Первые два года имя Калашникова среди них не упоминалось.
Все испытания проводились на Щуровском полигоне МО под Коломной. Начальником испытательного отдела был майор В. Ф. Лютый, куратором этих работ — майор ГАУВ.С.Дейкин.
Достоверная история создания нашего автомага и роль в ней Калашникова как конструктора нигде не описаны. Но в статье, опубликованной в журнале “Вiйсько Украини” (1996, № 3 — 4) приводятся выдержки из давнего интервью с В.Ф. Лютым, в котором, будучи уже полковником и старшим научным сотрудником НИИ-3 ГРАУ, характеризует Калашникова как талантливого рационализатора, не конкурирующего с известными оружейниками из-за недостатка образования.
Первый образец автомата Калашников представил примерно в середине 1946 года. Согласно заключительному акту испытаний, проведенных офицером Пчелинцевым: “система не совершенна и доработке не подлежит...”
По словам Лютого, Калашников, служивший в его подразделении, обратился к нему с просьбой о помощи и пересмотре официального заключения. Лютый пишет:
“Я пришел к выводу, что конструкцию следует переделать почти заново... с учетом моих замечаний изменил в отчете заключение Пчелинцева и рекомендовал автомат на доработку... Позднее в усовершенствовании автомата принял участие мой давний товарищ — сообразительный и опытный инженер Владимир Дейкин, с которым мы работали над созданием пулемета ЛАД... Втроем мы работали до 1947 года, когда наконец изготовили опытный автомат... Я лично испытывал новое оружие...”
В то время ставка делалась на автомат 36-летнего майора Судаева. Испытывался уже третий его образец. Но Судаев неожиданно умер. Его место и занял Калашников.
АК не был похож на свой немецкий прототип, имевший последовательно названия Mkb42, MP44 и, наконец, StG. Оба эти автомата ни в умах, ни в сборе не имеют оригинальных элементов. Их ударно-спусковые механизмы с так называемым “перехватом” заимствованы у чешской самозарядной винтовки ZH-29. Узел запирания типа АК-47 совсем не уникален, кто его изобрел, установить трудно. Но до совершенства он был доведен немцами на авиационных пулеметах (пушках) MG-151 и автоматическом карабине FG-42, а уж потом его заимствовали многие наши. Суть его в том, что при отпирании затвора боевая личинка в конце поворота, обскальзывая по копирным поверхностям
казенника, приобретает некоторую скорость в направлении откатывающегося стебля и присоединяется к нему с небольшим ударом. Это снижает потери энергии при соударении частей. Но Шмайссер пошел на динамически менее выгодный механизм — с перекосом затвора, зато получил чрезвычайно технологичное оружие минимальной ширины.
О преимуществах АК-47 перед StG конкретно нигде не сказано. Разве что таковым считать его меньший вес. Но, возможно, немцы умышленно не облегчали свое оружие, чтобы не получить излишнее рассеивание. А проблемы с чрезмерным рассеиванием АК-47 начались сразу же. Уже в 1952 году были открыты НИР по исследованию возможности снижения рассеивания автомата при стрельбе из неустойчивых положений — стоя и с колена. И решались эти вопросы на уровне военных и гражданских научно-исследовательских учреждений.
Показателен пример создания АКМ. Этот образец воплотил в себе труд многих заводских технологов. Над поисками путей снижения рассеивания работали научный сотрудник ЦНИИТОЧМАШ B.C. Якущев, который предложил асимметричный надульник, и ставший к тому времени полковником Лютый В.Ф. — ему принадлежала идея ввести замедлитель темпа стрельбы с выстоем частей в переднем положении. Все пластмассовые элементы автомата, включая магазин, были разработаны в ЦНИИТОЧМАШ.
В общем, трудно назвать какой-либо оригинальный узел оружия, предложенный Калашниковым лично.
Выдающимися российскими конструкторами автоматов являются тульский мастер Г.А. Коробов и старший научный сотрудник ЦНИИТОЧМАШ П.А Ткачев, но прорваться через калашниковское прикрытие не удавалось никому.
Когда дело дошло до калибра 5,4 мм, то Калашников вначале эти работы бойкотировал. На войсковьк испытаниях калашниковский автомат А-3 в двух воинских округах проиграл автомату СА-006, спроектированному по схеме Ткачева “с уравновешенным импульсом подвижных частей”. Но в дело вмешались чиновники, и на вооружение был поставлен А-3, переименованный в АК-74,
В 1999 году для телепрограммы А. Гордона “Собрание заблуждений” режиссер А. Леонов снял кинофильм на эту тему. Но к показу фильм запретили...
Эксперт-консультант Дмитрий ШИРЯЕВ

Солдат удачи 3/2000