От Pout Ответить на сообщение
К Константин Федченко Ответить по почте
Дата 19.12.2001 09:03:27 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Космос; Версия для печати

Re: Наше оружие...


>>>Одно точно на 100 % -- "гелиев" истории Космонавтики надо МОЧИТЬ. QUE.
>>
>> Огромное спасибо, Андрей. Обсуждение вброшенной темы шло параллельно на нескольких форумах, но только ВИФ2 - и во многом благодаря Вам - создает коооперативные эффекты, позволяющие реально создать"асимметричный ответ", о котором говорил Олег.
>
>>Надо бы еще им это суметь донести до "гелиев" в осязаемом виде. Малина этих христопродацев гелиев и огоньковцев кончилась. Впредь будем бить битой по рукам и мозгам. Учебники для детей будут правильные.
>
>Возможен и иной асимметричный ответ - подробная информация в печати о космических катастрофах США - начиная от гибели троих астронавтов при тренировках к программе "Аполлон", через "Аполлон-13" к взрыву "Челленджера". Это четко покажет, что не нужно мешать катастрофы с дееспособностью космических держав.

Полная правда и о своих катастрофах, как показывает отчет Андрея, тоже нужна - надо быть спокойно-готовым и к таким разговорам.

Прошел по ссылкам, вкинутым Алексюидом.Никакого помёта в стиле Салахутдинова что-то не видно. А хорошие материалы - даже на эти тяжелые темы - попадаются.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/220/51.shtml

Путь в космос тернист и опасен
К 40-летию гибели В.Бондаренко




Б.Есин специально
для «Новостей космонавтики»


Полеты в космос, предпринятые в начале 60-х годов минувшего века, не имели аналогов в истории человечества. Предыдущие завоевания – походы путешественников, экспедиции мореплавателей, зарождение и развитие воздухоплавания – были лишь эволюционным наращиванием возможностей и деятельности человечества по освоению своей планеты. А в середине ХХ века человеком был сделан революционный шаг – прорыв в околоземное космическое пространство.
Как в начале космической эры, так и сегодня обеспечению безопасности полетов уделялось и уделяется самое пристальное внимание. Тем не менее на начальном, самом опасном, этапе освоения космоса не обошлось без трагедий. Командир корабля «Союз-1» В.Комаров (1967 г.), экипаж «Союза-11» (1971 г.) и семь членов экипажа «Челленджера» (1986 г.) погибли в космических полетах.
А первые «шипы» на этом нелегком пути коснулись тех, кто только готовился к освоению космоса, и смертельные уколы они получили, находясь на Земле. Первая космическая драма разыгралась в нашей стране. В этом году исполнилось 40 лет этому печальному событию. 23 марта 1961 г., всего за 20 дней до легендарного полета Юрия Гагарина, во время тренировки погиб космонавт первого набора Валентин Васильевич Бондаренко.
Спустя 25 лет его рассекретил Ярослав Голованов в уникальной публикации «Космонавт номер один» («Известия», май 1986 г.). Тогда впервые были изложены обстоятельства гибели Бондаренко. После этой и последующих публикаций сформировался устойчивый образ Валентина как молодого и добродушного весельчака. И это правильно. Он был самым молодым из первого набора космонавтов – в 1961 г. ему исполнилось только 24 года.
Валентин любил пошутить и не обижался на добрую шутку в свой адрес. Характерный пример. В то время утренняя физзарядка была для первоотрядовцев обязательным элементом распорядка дня. Квартира Валентина была на верхнем этаже дома, где в поселке Чкаловском проживали будущие космонавты. Он всегда вставал первым, сбегал вниз по этажам и стучал во все квартиры: «На зарядку, на зарядку!». «Звоночек» – так звали его в отряде. Однако концентрация внимания только на этих чертах Валентина Васильевича обедняет его светлый образ.
Валентин Бондаренко был сыном своей эпохи, 40–50-х годов ушедшего века, когда из народной среды рождались настоящие герои. Его отец, Василий Григорьевич, до войны был начальником портновского цеха Харьковской пушно-меховой фабрики. С началом войны добровольцем ушел на фронт. Будучи контуженным под Киевом, попал в плен. В начале 1942 г. сбежал из плена и пробрался к партизанам. Начав воевать рядовым членом отряда, к августу 1944 г. он стал комиссаром отдельного отряда разведки партизанского соединения. Семь боевых наград украсили к концу войны грудь героя.
Валентин Бондаренко родился 16 февраля 1937 г. Он пережил два года оккупации вместе с матерью и старшим братом. Каким должен был быть путь сына партизана? Конечно же, в армию, и конечно же, в авиацию! В те годы только самый ленивый подросток не мечтал стать летчиком. Слава В.Чкалова, А.Покрышкина, И.Кожедуба гремела на всю страну. Валентин грезил небом с детства. Для осуществления этой мечты необходимо было иметь природные задатки, и у Валентина они были в избытке. Способный подросток учился легко и с интересом. В старших классах занимался в Харьковском аэроклубе. В 1955 г. он стал курсантом Грозненского военно-авиационного училища летчиков. Через год для дальнейшего обучения перешел в Армавирское летное училище. Окончил его в 1957 г. – в год запуска первого искусственного спутника Земли. Затем проходил службу в Прибалтике, в 868-м и 43-м истребительных авиационных полках. Валентин Бондаренко был талантливым летчиком.
В последнее время на страницах некоторых СМИ упорно насаждается мнение, что космонавты первого отряда были весьма посредственными летчиками. Авторы таких публикаций, как сговорившись, аргументируют свою точку зрения тем, что никакой командир полка мол не отдал бы хорошего летчика. Очевидно, что это не соответствует действительности… Отборочная комиссия никогда не отобрала бы в первый отряд «летную серость». Брали лучших. А командира полка тогда никто и не спрашивал, отдаст ли он летчика для работы на новой технике.
Я внимательно ознакомился с личными делами офицеров – космонавтов первого набора. Оценочные листы госэкзаменов по выпуску из училища как по теоретическим дисциплинам, так и, в первую очередь, по летной подготовке – все на «отлично», редко где встречается «хорошо». Летные аттестации – безупречные. Другое дело, что большинство космонавтов первого набора просто не успели реализовать свои превосходные летные задатки. Ведь тогда было принято решение, что возраст первых кандидатов в космонавты не должен превышать тридцати лет. После выпуска из училища для приобретения высокого летного мастерства им просто не хватило времени. Большинство из первой двадцатки к 60-му году успели получить квалификацию «Военный летчик 3-го класса». Налицо подмена в рассуждениях некоторых экспертов понятий летной одаренности и уровня летной подготовки на конкретный момент времени. Космонавты первого набора были прирожденными летчиками. Других в отряд не брали и не берут до сих пор.
Не был исключением и Валентин Бондаренко. По всем видам летной подготовки он окончил училище с оценкой «отлично». А вот выдержки из аттестаций курсанта и летчика-истребителя В.Бондаренко: «Трудолюбив. На материальной части работает отлично. Летать любит, в полетах не устает... Летает смело, грамотно, уверенно... Перерывы в полетах до месяца на качестве полетов не сказываются».
Все, кто общался с Валентином во время подготовки в ЦПК в 1960–1961 гг., отмечают его целеустремленность, трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели. Известно также, что он был очень спортивным парнем; в теннисе ему не было равных в отряде.
Погиб Бондаренко, к несчастью, нелепо. 23 марта были десятые сутки тренировки Валентина в сурдобарокамере, установленной в НИИ-7 ВВС (ныне Институт авиационной и космической медицины), в Москве около станции метро «Динамо». Он проходил испытания в перевернутом режиме дня – днем должен был спать, ночью бодрствовать. В течение суток с космонавта четыре раза снимались медицинские параметры. Для этого он наклеивал на себя медицинские датчики, а затем сам их снимал. После очередной записи электрофизиологических параметров Валентин снял с себя датчики, протер места их приклеивания смоченным спиртом тампоном и выбросил его. Тампон случайно вместо урны попал на открытую спираль электроплитки. «Высота» в барокамере была 4.5 км, среда кислородная. Вспыхнуло пламя, вмиг охватившее космонавта. Сразу открыть люк не представлялось возможным, требовалось время, чтобы выравнять внутреннее и внешнее давление. После эвакуации Валентина из сурдобарокамеры он был немедленно доставлен в Боткинскую больницу. За жизнь В.Бондаренко врачи боролись восемь часов. Сотрудники НИИ-7 для спасения жизни Валентина наперебой предлагали свою кровь, кожу для пересадки. Но, к сожалению, врачи были бессильны.
Гибель Валентина Васильевича еще раз заставила специалистов задуматься о том, что в космонавтике мелочей не бывает. С того рокового дня во время подготовки космонавтов на тренажерах больше трагических случаев не было.
С памятью В.Бондаренко связаны две печальные исторические аналогии. Валентин прибыл в отряд из прославленного 43-го Севастопольского авиационного полка. Через три года из этого же полка прибыл на подготовку Георгий Тимофеевич Добровольский. На заре космической эры полк дал стране двух героев, которых постигла одинаковая судьба – трагическая гибель за дело освоения космоса. И второе. Ровно через 40 лет после гибели Валентина Бондаренко, 23 марта, день в день, погибла наша национальная гордость – ОС «Мир».
В.Бондаренко похоронен на родине, в г.Харькове. На обелиске, установленном на могиле, была высечена стандартная надпись. Никакого упоминания о космосе, таковы были требования секретности. И только много лет спустя, в 1980-х годах появилась приписка – «от летчиков-космонавтов». Отличающийся оттенок золотой краски хорошо заметен на снимке.
Талантливым и прекрасным человеком был Валентин Васильевич Бондаренко. 23 марта 1961 г. страна потеряла перспективного и выдающегося космонавта ХХ века. Память о Валентине Васильевиче Бондаренко навсегда останется в истории космонавтики. И вечно будет напоминать людям об этом светлом человеке кратер на Луне, названный его именем.




==========


с уважением
>С уважением