От Bokarev Alexandr Ответить на сообщение
К Presscenter
Дата 11.02.2011 22:51:09 Найти в дереве
Рубрики WWII; Память; Политек; Версия для печати

Re: Ну давайте...

>Во-первых, как вы понимаете, "конец 40-х" сам по себе это к ВОВ имеет опосредованное отношение, а нас интересует именно этот период.
>Теперь цитирую Вас: "При этом основная волна открытия церквей в провинции - это 1944-1948 годы". Таким образом, собственно уже видно, что непосредственно к теме единения государство и церкви, и тд и тп, это непосредственно не относится.
Какое единение, Вы о чём ? Из того, что РПЦ (равно как и обновленцы) на территории СССР целиком и полностью стояла на патриотических позициях, собирала мешками деньги на танки-самолёты, клеймила фашистских захватчиков и всячески поддерживала советскую власть во внешнеполитической сфере ("Правда о религии в СССР" и т.п.) единения не следует.

>То есть относится, но все же 1944 год как год открытия церкви - это не показатель того, что в сложный момент Сталин решил пойти навстречу верующим массам и признал авторитет церкви. 41-43 - иное дело, у Вас же 44-48, то есть бОльшая часть времени открытия церквей приходится на послевоенный период.
Ну, самый всплеск - это 1944-1945, после сентября 1943, когда прошли приём духовенства в Кремле, а затем Архиерейский собор и выборы патриарха - что было хорошо освещено в прессе. До этого - только разовые случаи. Разумеется Сталин не бегал с воплями "ой спасите-помогите, я вам все церкви назад верну". Хотя определенные знаковые движения в сторону верующих - например отмена комендантского часа на время ночного пасхального богослужения в церквах Москвы весной 1942 - делались и до того.
И, разумеется, речь идёт о не оккупированных территориях. Под оккупацией основная волна открытия церквей на осень 1941 - весну 1942 пришла. И была, разумеется, более массовой, чем на не оккупированной территории Союза - поскольку оккупационными властями никак не контролировалась - т.е. инициатива граждан в этом отношении там никак не сдерживалась.

>>При этом основная волна открытия церквей в провинции - это 1944-1948 годы. До 1944 власти на местах еще не были уверены, что "можно", а потом - обратно гайки подзакрутили.
>Здесь очень интересный момент. Вот это: "До 1944 власти на местах еще не были уверены, что "можно", - говорит о том, если все так как Вы написали, что руководящих указаний Москва не присылала на места, так?
Именно так. В 1940-41 на местах ещё активно дозакрывали церкви, оставшиеся после репрессий 1937-38 без священнослужителей - в соответствии с довоенной политикой "безбожной пятилетки". И только справились с задачей - такой неожиданный поворот. Многие были не готовы и не уверены, что ветер окончательно переменился. После того, как в 1943 церковное руководство в Кремль свозили, и о том в прессе прописали - вот в тот момент стало ясно, что политика теперь новая.

>А вот переходим к главному. Здесь отсутствуют крайне важные показатели. Было 6 церквей стало 30. Это вроде бы о чем-то говорит. Но. Сколько было людей в среднем в каждой церкви из 6 и сколько в каждой из- 30-ти в среднем?
Это говорит о том, что людей стало в церквах в 30/6=5 - как минимум в пять раз больше. А открыли бы не 30, а 60 - в десять раз. В Челябинской области, кстати, рост был 30-кратный (с одной единственной не закрытой церкви в 1941 году - до 30 в 1947). Открывали-то не соседние, через улицы стоящие здания. В областных центрах нормой были 1-2 церкви, не более. Открывали церкви в разных сёлах - и это при том, что транспортная связность в те годы была практически нулевой, а количество возвращенных зданий составляло незначительное количество от числа построек, бывших в распоряжении верующих в 1920-30-х.
Что касается посещаемости - то, например, в 1946 в Свердловской области было зарегистрировано - при 31 действующей церкви - 15047 крещений и 1101 венчаний. Это и для нынешнего времени цифры существенные.

>Наконец. В церквях служат священники. Откуда они появились?
Это не наконец. Это один из основных вопросов.

>Возвращали из лагерей? После описываемых-то репрессий...
В незначительном количестве. Лагерные - кто выжил - в середине 1950-х появились. Да и тех немного, и возраст-здоровье у них - после всего пережитого - в основном не способствовали пастырской деятельности.

>Восстанавливали расстриженых? Лишенных сана?
В незначительной степени. В основном это были люди, умудрившиеся пересидеть самый пик репрессий где-нибудь в должности счетоводов, пасечников и т.п. При этом из сана они извергнуты не были - просто на покой ушли и сидели тихо. В провинции практически всех, кто к 1937 ещё служил, в ходе большого террора перестреляли-пересажали.

>Ускоренные выпуски семинарии?
Каких семинарий-то ? Разогнали все семинарии ещё в 1920-х. Нет.
Было какое-то количество народу рукоположено из мирян, проявивших себя как достойные иерейского сана. Ситуация примерно наши конец 1980-х - начало 1990-х напоминающая.

>Или же один клирик обслуживал не один, а три храма? Кстати, сие известно.
Как раз известно, что этого не было. Точнее - такое было на оккупированных территориях. Советская власть эту практику сразу же прекратила. Одна церковь - один поп. Можно два, если приход большой. А так, чтобы представители духовенства разъезжали по сёлам - одну неделю в одном, другую в другом - такое было строго запрещено. Это, собственно, послужило одним из ограничителей количества восстановленных приходов - кадров в РПЦ не хватало катастрофически.
Пытались из западных областей, в 1939-1940 присоединенных, духовенство в центр переводить - но, опять же, это не очень просто было. А в целом обилие украинских-белорусских фамилий в духовенстве Центральной России второй половины ХХ века именно этим объясняется.