От Booker Ответить на сообщение
К Alpaka Ответить по почте
Дата 12.12.2010 23:30:11 Найти в дереве
Рубрики Искусство и творчество; Версия для печати

Тиртей, очевидно. Спарта, VII в. BC, банк Империал.

>1)какая известна самая древняя "строевая" песня?

История о том, как Тиртей — хромой учитель из Афин — оказался в Спарте, хорошо известна. Спартанцы, неся поражения от мессенцев, получили предписание оракула Аполлона попросить помощь в Афинах. Афиняне, насмехаясь, послали им на помощь хромого Тиртея, флейтиста и поэта. Многочисленные древние авторы повторяют эту историю с незначительными вариациями (Platon. Leg. 1 p. 629 a; Lyc. Leocr. 106 sq.; Diod. 8, 271 sq.; Philod. De mus. 17, 3; Paus. 4, 15, 6; 16, 2; Ael. VH 12, 50 etc.)8.

Тиртей занял свое особое место в истории европейской литературы. Его поэзия была хорошо известна не только в Спарте, но и во всем античном мире. Многие греческие и римские поэты относились к нему с глубоким уважением. Так, в стихах Солона и Горация обнаруживаются явные заимствования из Тиртея. Его имя стало нарицательным для обозначения гражданской и патриотической поэзии. Однако необходимо иметь в виду, что он был не только поэтом, но и музыкантом-флейтистом (Philoch. ap. Ath. 14, 630 f = FgrHist 328 F 216; Philod. De mus. 17, 3; Paus. 4, 15, 6; 16, 6; Sud. 4, 610, 5).

Как проявился талант Тиртея в музыке? Прежде всего необходимо сказать, что он разработал жанр маршевых песен, известных как «эмбатерии». Эти маршевые мелодии были составлены в ритме анапеста (Cic. Tusc. 2, 16). Они пелись всей спартанской фалангой. Это помогало синхронизировать движения и сохранять строй. Так как они исполнялись вооруженными мужами, еще одним названием для них было enoplia (Ath. 14 p. 630). Маршевый ритм задавался авлосами (флейтами) с их размеренным голосом (Plut. Lyc. 21; Inst. Lac. 16 p. 238 b; cf.: Thuc. 5, 70; Xen. LP 13, 7 sq.; Val. Max. 2, 6; Poll. 4, 82). Когда кто-то спросил царя Агесилая, почему спартанцы сражаются под звуки флейт, он ответил, что сохранение ритма сразу показывает, где храбрый муж, а где трус (Plut. Apophth. Lac. 2, 36 p. 211 a; cf.: Thuc. 5, 69, 2; Schol. ad Thuc. 5, 69).

Очевидно, маршевые песни существовали в Спарте и до Тиртея. Такой вид песни назывался Kastoreion — в честь божественного героя, покровителя лакедемонского войска (Plut. De mus. 26 p. 1140 c; Poll. 4, 78). Но важно то, что Тиртеевы эмботерии позднее были признаны в качестве стандарта для маршевых песен (ср.: Dio Chrys. 2, 29, 59). Даже метр этих песен получил название «metrus Messeniacus» (Мессенский метр) [с. 10] (Mar. Victorin. Art. Gramm. 2 p. 2522 Putsch), ибо спартанцы использовали его во времена Тиртея в сражениях против мессенцев. Отметим также, что Гефестион, античный грамматик, в своем «Учебнике» приводит Тиртеевы стихи в качестве примера особой разновидности анапеста (Heph. Enchorid. 46 Gaisford; cf.: Dio Chrys. 1, 92; Schol. ad loc.; Tzetz. Chil. I, 692 sqq.).

Музыкальная деятельность Тиртея была связана также с постановкой так называемых тройных лаконских хоров в соответствии с тремя возрастами: хор стариков, хор мужей и хор мальчиков (Poll. 4, 107). Пример такого тройного хора приведен у Плутарха (Plut. Lyc. 21; Inst. Lac. 15).

Политическая и социальная направленность этих хоров очевидна — консолидировать общину в некоем строгом единстве и согласии, подобном тому, которое необходимо в хоре.

Быть может, Тиртею принадлежит и изобретение состязаний в пении между воинами во время походов. Перед обедом воины пели Тиртеевы пэаны. Их командир выполнял роль судьи и награждал победителя куском мяса (Philoch. ap. Ath. 14, 630 f = FgrHist 328 F 216; cf.: Tzetz. Chil. I, 692 sqq.).

Конец цитаты:
http://ancientrome.ru/publik/art/zaikov/zaikov01.htm

В сети есть на языке оригинала, русский перевол:
http://bookz.ru/authors/tirtei/tirtey1_2/1-tirtey1_2.html

С уважением.