От Сибиряк Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 30.08.2010 11:39:38 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

"Истребитель МиГ-29 в строевых частях" - небольшой отзыв

Почитал недавно вышедшую книгу - А. Павлов, С. Войлоков «Истребитель МиГ-29 в строевых частях», Книга первая — «изделие 9-12». — М, 2009 – и должен признаться, что испытал довольно сильное разочарование, т.к. чувствуется, что как раз о жизни строевых частей авторы осведомлены весьма поверхностно. Изложение событий в книге основывается главным образом на рассказах очевидцев и участников событий, т.к. доступ к архивным документам конкретных полков у авторов отсутствовал (или был крайне ограничен), и в этом не их вина. Но, к сожалению, очень ограниченным, по-видимому, был и круг устных информаторов, что уже является очевидной недоработкой авторов, учитывая современные широкие возможности для работы. В результате повествование о реальных событиях в книге нередко обращается в анекдот. Приведу в пример рассказ (с.44-45) об аварии МиГ-29 в 1987-м году в 85-м гв. ИАП (Мерзебург, ГСВГ):

«в один из летних дней летчики полка отрабатывали в воздухе упражнения, свойственные истребительной авиации. Одним из таких упражнений — «Полет на воздушный бой с маневренной целью на малых высотах» — занималась пара м-р Л.Ким и к-н М.Сверделов, а за цель подыгрывал ст. л-т П.Ноздрачев. Важно отметить, что после громкого скандала, связанного с посадкой 28 мая 1987 года на Большом Москворецком мосту в Москве 19-летнего жителя Гамбурга Матиаса Руста на легком самолете «Сессна-172Б Скайхоук» и фактической публичной дискредитацией советской системы ПВО, в иап поступили телеграммы об усиленной отработке перехвата малоскоростной низколетящей цели. Генералы как обычно быстро во всем «разобрались» и по своему расставили акценты, а ведь если вспомнить хронологию событий, то вывод напрашивался сам собой — причина была в безграмотности действий командного состава ПВО, но никак не истребительных полков! [далее идет отступление, связанное с обстоятельствами пролета Руста]

Неудивительно, что выполняя поставленную задачу по отработке перехвата малоскоростной низколетящей цели, в полках, в том числе и в 85-м, использовались все возможные силы и средства. Первоначально к имитации такой цели привлекали соседей вертолетчиков на Ми-24, но когда последние были заняты своими заботами, роль нарушителя выполнял один из своих «двадцать девятых». В тот день, 20 августа, был именно такой случай — Ноздрачев получил задание изображать «кукурузник» и до определенного момента с честью справлялся с поставленной задачей. Но, излишне сильно войдя в роль, молодой летчик упустил контроль за высотой и ввел самолет в переворот с высоты примерно 800 метров, думая, что высота была на 1000 метров больше. В угле пикирования 90 градусов офицер слишком поздно обнаружил ошибку и катапультировался. Пара истребителей, «атаковавшая» его с боковым интервалом, выполняла косой маневр, благодаря чему им хватило высоты для благополучного выхода из сложившейся критической ситуации.»

Казалось бы вполне документальный рассказ, есть фамилии, звания, даты. Проводится убедительная связь летного происшествия с изменениями в боевой подготовке советских ВВС в период после пролета Руста. Но вот незадача, авария Наздрачева (так правильно пишется фамилия) в действительности произошла в апреле 1987-го, более чем за месяц до инцидента с Рустом (не понимаю, откуда взялась указанная дата 20 августа). А упражнения с атаками низколетящих малоскоростных маневренных целей (Ми-8) проводились в полку еще в 1986-м году на МиГ-23. То есть вся мораль этой истории в связи с полетом Руста оказывается в сущности мимо тазика.

Также в анекдотичном виде представлено в книге успешное переучивание 85-го гв. ИАП на МиГ-29 в 1986-м году – дескать в основном заслуга политработников и командированных в полк кУбинцев (кто их видел?). Опять-таки анекдотом сопровождается довольно подробный рассказ о проблемах с техникой при командировке полка в Мары, а вот о посадке уже упомянутого м-ра Кима с одним двигателем в Бжеге на обратном пути - ни слова. Ну и хронология искажена радикально: по книге получается, что вначале был полет Руста, затем авария Наздрачева и потом перебазирование в Мары. В реале последовательность событий прямо противоположная - Мары в марте 87-го, авария в апреле, ну и Руст, не имеющий к полку ни малейшего отношения :) - в мае. Вообще, судя по приведенным в книге данным, основным информатором авторов по 85-му гв. ИАП был один из техников и почти никого из летчиков. Хотя, казалось бы, какие проблемы поговорить с бОльшим количеством людей? И ходить далеко не надо – бывший командир полка живет в Монино. В общем, имел возможность убедиться, что доверять современным красиво-иллюстрированным изданиям нужно с ба-альшой осторожностью, даже когда рассказ обладает видимыми признаками документальности.

Ну и немного о себе, чтобы было понятно, с какой колоколенки идут суждения. Я служил срочную в 85-м гв. ИАП, работал в штабе, готовил плановые таблицы к полетам, на полетах вел хронометраж. На дембель ушел в середине мая 87-го, поэтому то, что было в полку до Руста :) помню отчетливо.