От Alexus Ответить на сообщение
К И. Кошкин Ответить по почте
Дата 31.08.2010 11:07:55 Найти в дереве
Рубрики Прочее; 11-19 век; Версия для печати

Гусарские копья и картина "битва под Оршей"

в продолжении темы про гусарские копья.
1)Пустотелые копья уже использовались в гусарских хоругвях в пер.пол 16 в. В документах упоминания редки, но все же со временем они все чаще появляются в докУментах. В 1530-1540-х - это "гусарские копейцы", в латиноязычных источниках с 1545 г., например в росписи боевого оружия упомянуты "30 lanceis Hussaronicis vacuis" - "30 копий гусарских пустых". По длине гусарское копье должно было быть "длинее рыцарского копья в 8 локтей". Т.е. развивалась идея нанесения первого удара до того, как обычный лэнс дотронется до твоей кирасы. С утяжелением хуссар такие удары стали особенно эффективны, и пустотелые копья завоевывают свои позиции (скорость + масса всадника и коня+ длинная пика)
2) картина "Битва под Оршей" написана в 1530-х гг, в ней много идеализации изображений и проч. Пушка и гусары в чудоковатых фетровых шляпах находят аналоги в работах Дюрера, много турнирных доспехов, драбы - это не польско-литовские драбы, а какие-то ландскнехты, много рыцарей в максимиллианах (на самом деле, судя по спискам наемников их не более трех-четырех рот) , нет всадников посполитого рушения, рыцари игусары с одинаковыми древками с прапорцами и т.д. Вот на гравюрах издания Андрея Критского 1515 все достоверно, как и на гравюрах издания М.Бельского 1564
Но расстановка сил,местность на картине изображены реалистично.