— Мы не можем ввести в заповедник силы наших пожарных, не можем отправить даже вертолет. Нами сразу же займется прокуратура, по закону это будет нецелевое использование денежных средств, — уверял журналистов две недели назад на пресс-конференции заместитель начальника ГУ МЧС России по Свердловской области Ринат Тенчулин.
Заповедные леса «Денежкиного камня», напомним, территория федерального значения. Тайга подведомственна Министерству природных ресурсов РФ. По существующим правилам действовать на территории заповедника и даже пересекать его воздушное пространство не имеют права представители всех организаций, с которыми у заповедника не заключен договор. Эти ограничения, естественно, были разработаны в «мирное» время для того, чтобы природа девственных лесов осталась нетронутой. Но такие правила оказались бомбой в чрезвычайной ситуации.
Заповедный лес оказался «чужим» для всех спасательных служб Свердловской области. Почти всю первую неделю огонь тушили сотрудники заповедника и добровольцы из Североуральска «ручным» способом. При помощи лопат и заплечных разбрызгивателей, куда входит от силы два ведра воды. А до ближайшей речки — три километра по бурелому. И вскоре пламя захватило территорию в тысячи гектаров. Позже администрация Североуральска отправила на помощь заповеднику спецтехнику. Но бульдозеры и насосы ломались, не выдерживая высокой температуры.
В эти дни в Свердловской области проходила всероссийская выставка «Оборона и защита», на которой, в частности, демонстрировались возможности новейшей техники пожаротушения. Несколько раз вертолет МЧС демонстрировал зрителям, как виртуозно он может сбрасывать с небес тонны воды на очаг возгорания. После закрытия выставки вертолет все-таки отправили в горящий заповедник. Два дня огонь заливали с неба. Площадь пожара сократилась почти до минимума, но внезапно в поддержке с воздуха заповеднику отказали.
На вопрос корреспондента «РГ», когда спасательная операция с воздуха будет возобновлена, в пресс-службе регионального МЧС, не смущаясь, ответили, что в первую очередь необходимо решить вопрос финансирования работы служб спасения, а уж потом поднимать вертолеты в воздух.