От neuro Ответить на сообщение
К 699622
Дата 13.06.2010 15:27:06 Найти в дереве
Рубрики WWII; Фортификация; 1917-1939; Версия для печати

Re: Дорожное полотно на автодорогах в 30-40-егг Или Пушкин - наше все

>"Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но..."

>Встречал неоднократно такую точку зрения, что автомагистрали в СССР в 30-е - 40-е гг не имели асфальтированного или даже гудронного дорожного полотна, а были "грунтовыми".
>"..но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство!" А.С. Пушкин

Пушкин знал все, и описал :-) :

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.

Теперь у нас дороги плохи (42),
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем, как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли.
...
Дороги наши -- сад для глаз:
Деревья, с дерном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль, проезда нет подчас.
С деревьев, на часах стоящих,
Проезжим мало барыша;
Дорога, скажешь, хороша --
И вспомнишь стих: для проходящих!
Свободна русская езда
В двух только случаях: когда
Наш Мак-Адам или Мак-Ева
Зима свершит, треща от гнева,
Опустошительный набег,
Путь окует чугуном льдистым,
И запорошит ранний снег
Следы ее песком пушистым.

Курсовую в стихах о дорогах Александр Сергеевич сдал.
Он упомянул про шоссе, то есть шоссированную дорогу (дорогу с утрамбованным твердым покрытием), упомянул основные элементы такой дороги: канавы - сирчеь дренажные траншеи, насыпь, упомянул про способ ремонта - россиский молоток, упомянул автора - Мак-Адама. Так же он не забыл, что европейские "легкие дороги" у нас себя чувствуют не очень.
Мак-Адамс первым стандартизировал устройство дороги. И его идеи в России приняли сразу, без парламенских слушаний. Основание дороги составлял слой гранитных или бутовых камней со щебенкой, затем слой песчано-щебеночной смеси, затем покровный слой, каковой был различным, от утрамбованой гравийно-щебеночной смеси, до гравийно-земляной. К сожалению, после обильных осенних дождей и длительных зимних морозов дорога разрушалась. Поэтому, у нас кроме "легких" применяли "тяжелые" дороги, с двумя слоями положки, примающей и распределяющей нагрузку, с усиленым песчано-щебеночным слоем и так далее. Кроме того, имелись многочисленные "грейдерки", без каменной положки, с верхним песчано-гарвыйным или земле-щебеночным слоем. Таковы многие межколхозные дороги и они были хороши, пока были строгсти. А ныне, грейдер по веснее ее не ровняет, по дороге пускают тяжелую технику, каковая в дожди делает коли. Именно с это проблемой и сталкивались все в войну, когда достаточная приличная дорога во время дождя после прохода всего одной колонны автомобилей или не дай бог тратора либо танка станвится непроезжей.
Такие вот "грунтовки" были в СССР. Речь идет именно про официально признанные дороги, а не про то, что каждую весну стихийно появляется меж полей и перелесков. Массовое строительство межколхозных дорог развернуось в 30ые годы, и это стало дорожной революцией, после их появления доехать на основном транспорте - телегах было возможно в любой время, а нечастые тогда автомобили их не разбивали. Но, тогда дороги обслуживались, существовали "конные грейдеры", первые механизированные грейдеры в виде прицепов к такторам. При регулярной обслуживании эти дороги неплохи. Меньшая часть дорог покрывалась "брусчаткой", "плашками", и такие дороги я застал еще в 70ые.
С уважением, Рига Ю. В.