От Фёдорыч Ответить на сообщение
К SpiritOfTheNight Ответить по почте
Дата 09.06.2010 22:46:11 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: Интересно, к...

Здрасьте вам!

Докладная записка Военного совета ЗапОВО секретарю ЦК КП(б)Б
П.К. Пономаренко, Председателю СНК БССР И.С. Былинскому,
наркому внутренних дел БССР Л.Ф. Цанаве о состоянии дорожной сети округа

г. Минск 27 ноября 1940г
Совершенно секретно

В результате произведенного обследования шоссейных дорог западных областей БССР установлено, что существующие дороги этих областей не могут обеспечить округ ни по количеству и начертанию, ни, тем более, по качественному состоянию их. А именно:

А. Состояние дорог
1. Большинство дорог западных областей БССР имеют ширину земляного полотна 7,5-8,5 метров и проезжей части 4,5—5,5 метров, что не обеспечивает двухпутного колонного движения по этим дорогам без снижения скорости.
Специальные съезды с дорог отсутствуют.
Грунтовых путей, пролегающих рядом с шоссейными дорогами, которые можно бы использовать для разгрузки последних от тракторного и гужевого движения, на многих участках нет.
2. Из всех существующих дорог с каменным покрытием в западных областях БССР около 70% имеют шоссейную щебеночную кору, причем толщина этой коры на большинстве дорог совершенно недостаточная.
Эти дороги, будучи в хорошем (по внешнему виду) состоянии, в момент занятия войсками Западной Белоруссии после годичной эксплуатации их в большинстве своем пришли в разрушенное и полуразрушенное состояние. Ремонт этих дорог до сих пор не налажен. Местные органы власти за ремонтом дорог не следят и примиренчески относятся к разрушению дорог и мостов и попустительствуют при качестве ремонта.
Проводившийся на отдельных участках ремонт дорог в большинстве случаев сводился к засыпке песком, что обеспечивало проезжаемость этих участков лишь на короткие промежутки времени и еще более ухудшало и разрушало дороги при езде во время дождя и слякоти.
Дорожно-мостовые работы из-за отсутствия механизмов, особенно дорожных катков и мостовых копров, проводятся, главным образом, ручным способом, в результате чего сроки выполнения работ непомерно большие. Объездные пути ремонтируемых участков, как правило, не устраиваются, а там где они устраиваются самими жителями и воинскими частями – не поддерживаются. Работники, руководящие ремонтом дорог, яростно набрасываются на жителей и военнослужащих при всякой попытке взять что-нибудь из материалов для исправления объездов; заводят перебранки, жалобы и грозят расправой НКВД.
Работников, руководящих ремонтом, совершенно не интересует то обстоятельство, что с закрытием дороги без прокладки объезда ломаются сотни машин, повозок и калечатся люди и лошади.

Б. Состояние мостов на шоссейных дорогах

В Белостокской и Брестской областях бывшими польскими войсками при отступлении взорвано и сожжено огромное количество мостов. Кроме того, значительная часть мостов требовала перестройки в связи с ветхостью их, а так же в связи с постройкой Днепро-Бугского канала вызвавшего необходимость увеличения подмостовых габаритов.
Несмотря на огромное оперативно-стратегическое значение указанных мостов, восста¬новление их, производимое Гушосдором НКВД, проходит совершенно неудовлетворительно, на например, из 8 разрушенных и сожженных мостов через р. Нарев, к настоящему времени закончено восстановление только двух, причем и эти мосты восстановлены воинскими частями.
Такое положение ставит Западный особый военный округ под угрозу, что в ближай¬шие год-два приграничная зона может оказаться вообще без проезжих дорог, с другой сто¬роны, плохое состояние дорог уже в настоящее время сильно отражается на износе мате¬риальной части автотранспорта (поломка рессор, преждевременный износ резины, аварии и т.д.).
Задержка же в восстановлении мостов лишает возможности использовать целый ряд важнейших стратегических дорог.
Придавая огромное значение дорожному хозяйству, прошу:
1. Добиться восстановления разрушенных мостов и переделки пришедших в негодность не позднее, чем к 1 апреля 1941 г.
Тоннаж мостов (грузоподъемность) обязательно согласовать с Военным советом ЗапОВО.
У всех мостов положить готовый ремонтный материал (сухой просмоленный) в запас.
У каждого моста в стороне найти второе место для объезда в случае разрушения моста или ремонта, и поручить жителям заблаговременно проложить объезд (дорогу).
2. С целью сохранения проезжей части дороги, а так же разгрузки ее от тракторного и гужевого транспорта построить в 1941 г. грунтовый (тракторный) путь параллельно существующей дороге Барановичи, Волковыск, Белосток.
3. Потребовать от местных органов власти наблюдения и контроля за состоянием всех путей области, района, села и т.д.
4. Потребовать держать дорожные участки в постоянном хорошем рабочем состоянии добиться качественных работ по ремонту.
5. Установить, чтобы очередность капитального ремонта дорог и мостов всякий раз согласовывалась с командованием ЗапОВО.
6. Шире и качественней привлечь местное население к восстановлению дорог, не допуская наличия непроезжих на грузовой машине участков между любым населенным пунктом.
7. Потребовать, чтобы при ремонте дорог объезды устраивались капитально, вполне бы обеспечивали нормальный объезд, а в дальнейшем остались как годный съезд и объездной путь, годными к эксплуатации.
Объезды поручить делать той организации, которая ремонтирует данный участок. Объезды делать по возможности маскированными.
8. Потребовать на всех перекрестках, разветвлениях и выездах из населенных пунктов установки однообразных ярко видимых указателей дорог (это целиком поручить местной власти).
9. Резко разделить государственные дороги от дорог местного значения – те и другие должны содержаться в постоянном хорошем состоянии.
10. На госдорогах просить установить ремонтеров на каждые два километра задачей постоянного ремонта дорог и содержания их в хорошем состоянии.
11. Предоставить право областям нанимать ремонтировать дороги и восстанавливать трудно проходимые места на дорогах между населенными пунктами за счет жителей, отремонтировавших дорогу.
12. Дороги местного значения расписать, кто за какую дорогу несет ответственность: дороги местного значения и между населенными пунктами расширить и обсадить
К восстановлению дорог и мостов прошу приступить немедленно, отпустив бесплатно потребный лесоматериал для мостов, гатей и т. п.
Считаю, что лишь при проведении этих минимальных мероприятий можно будет доро¬ги держать в сносном рабочем состоянии.

Командующий войсками ЗапОВО генерал-полковник танковых войск Павлов
Член Военного совета корпусный комиссар Фоминых
Врид. начальника штаба ЗапОВО полковник Виноградов

Резолюция: Тов. Тесленко. 1. Надо, по-моему, обсудить на Военном совете и принять поставовление. Утвердить в ЦК надо срочно. Пономаренко.

НАРБ. Ф. 4п. Оп. 21. Д. 2136. Л. 122—127. Подлинник



'Указания по подготовке к празднику без происшествий и преступлений выполнены'