От ttt2 Ответить на сообщение
К All
Дата 19.03.2010 11:09:17 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: немного о французах и Пугачеве

Статья за подписью Владимира Сергеева

Я прошу прощения если уже было

http://www.ogoniok.com/archive/2001/4681/06-20-21/

Отрывок

В письме, которым обменивались французские дипломатические службы в Вене и Константинополе, читаем: «...Король направляет к вам подателя сего письма, который по собственной инициативе вызывался оказать помощь Пугачеву. Это офицер Наваррского полка, имеющий множество заслуг. Вы должны как можно скорее отправить его с необходимыми инструкциями для так называемой армии Пугачева. Король вновь выделяет вам 50 тыс. франков для непредвиденных расходов, помимо того, что вы должны получить из выделенных вам средств за прошлый месяц. Не жалейте ничего для того, чтобы нанести решающий удар, если к тому представится случай. Нет такой суммы, которую король не предоставил бы ради осуществления наших замыслов... Я имею достоверные сведения, что во всех провинциях царицы много недовольных, которые ждут лишь случая, чтобы восстать. Даже русские солдаты говорят гадости о царице и короле Польши (российском ставленнике Станиславе Понятовском. -- В.С.). Можно представить себе настроения среди офицеров так называемой армии Пугачева. Вы увидите, что если она добьется хоть каких-нибудь успехов, то русские солдаты целыми соединениями станут под ее знамена и вы с триумфом возвратитесь в Париж, где получите достойное вознаграждение за вашу доблестную службу...»

В письме французского посланника в Вене графа Сен-При нам интересно и другое -- упоминание о двух французах, которые вернулись в Константинополь из расположения пугачевской армии. Правда, имена их не названы, но сам факт представляет несомненный интерес как свидетельство участия кадровых французских военнослужащих на стороне Пугачева. Этот факт подтверждается получившей скандальную огласку историей с арестом и ссылкой в Сибирь француза на русской службе полковника Анжели. В публикации мидовского официоза «Газет де Франс» от 1 июля 1774 года говорилось: «Полковник Анжели, француз на русской службе, был в оковах отправлен в Сибирь. Обнаружили, что он имел связи с мятежниками и тайно подстрекал многие русские полки к восстанию. Утверждают даже, что если бы его не обезвредили, то вся армия перешла бы под знамена мятежников».



ВОЛОНТЕРЫ ИЛИ СОВЕТНИКИ?
Для оплаты предметов продовольственного снабжения, боеприпасов и выплаты жалованья боевикам (они получали вдвое больше офицеров правительственных войск) Пугачеву требовались деньги, и немалые. Частично они поступали из захваченных запасов царских властей, но их было явно недостаточно. В архивах удалось обнаружить докладную записку князя Барятинского канцлеру Панину: «Пугачев получил от Порты (т.е. Султаната Оттоманской империи. -- В.С.) знатную сумму денег». Пушкин писал: «Пугачев вопреки общему мнению никогда не бил монету с изображением государя Петра III и с надписью Redivivus et ultor («Я воскрес и начинаю мстить». -- В.С.) (как уверяют иностранные писатели). Безграмотные и полуграмотные бунтовщики не могли вымышлять замысловатые латинские надписи и довольствовались уже готовыми деньгами...» У Пушкина рука не поднимается записать, что монеты были отчеканены в горячо любимой им свободолюбивой Франции, -- коварство, заставляющее поблекнуть измену бывшего дворянина Швабрина (реальный персонаж, у которого чуточку изменена фамилия) из «Капитанской дочки».

Роль иностранных не только простых наемников, а и военных советников проявилась как в успешном проведении грамотно спланированных боевых операций, так и в учреждении на захваченной территории специальной полиции (любовь к порядку не отражала сущности российского менталитета) для поднятия дисциплины в войсках. «Рука Парижа» сказывается и в организации Военной коллегии Пугачева -- высшего органа управления на охваченных восстанием территориях, -- которая занималась не только текущими хозяйственными, но и финансовыми вопросам


С уважением