|
От
|
М.Старостин
|
|
К
|
М.Старостин
|
|
Дата
|
28.08.2000 01:54:52
|
|
Рубрики
|
ВВС;
|
|
Или вот это - прямо из книги "МВЗ им. Миля"
Вслед за постройкой первых вооруженных модификаций вертолетов Ми-2 и Ми-4 в начале 60-х годов М.Л.Миль выдвинул идею создания специализированного транспортно-боевого вертолета, способного выполнять функции своеобразной воздушной боевой машины пехоты. В 1966 году в опытном производстве ОКБ был изготовлен макет такого вертолета, получившего название В-24 (официально вертолет назывался В-24, но на фирме он именовался с самого начала Ми-24). Он еще сильно отличался по внешнему виду от созданного несколько лет спустя первого летного образца, но уже имел все основные особенности будущей боевой машины: экипаж состоял из летчика и оператора оружия; в грузовой кабине могли разместиться 7—8 десантников; вооружение включало 23-мм пушку, 4—6 противотанковых управляемых ракет или 2—4 блока по 16 реактивных 57-мм снарядов; броня защищала кабины и жизненно важные агрегаты. Генеральный конструктор предложил свою концепцию воздушной боевой машины пехоты командованию Вооруженных Сил Советского Союза. У него нашлись союзники — из числа молодых военных теоретиков, но были и противники — в основном высокопоставленные чиновники Министерства обороны во главе с тогдашним министром Маршалом Советского Союза Р.Я.Малиновским, предпочитавшие боевым вертолетам более традиционные средства вооруженной борьбы. В 1967 году М.Л.Миль сумел убедить первого заместителя министра обороны Маршала Советского Союза А.А.Гречко, всегда относившегося положительно к идее создания вооруженного вертолета, провести научно-технический совет, посвященный этой проблеме. Отзывы военных специалистов были самыми различными, в том числе и резко негативными, но в целом предложение Миля было одобрено. Решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 29 марта 1967 года. ОКБ М.Л.Миля получило задание готовить техническое предложение.
Очень быстро было подготовлено два варианта технического предложения: в первом рассматривался вертолет взлетной массой 7т с одним двигателем ТВЗ-117, во втором — вертолет взлетной массой 10.5т и двумя такими же двигателями. В сборочном цехе рабочие соорудили три различных макета вертолета и пять макетов его носовой части с целью выбора наиболее рациональной схемы размещения мест летчика и оператора. ОКБ Н.И.Камова тоже подключилось к этой программе и предложило более дешевое решение проблемы: вооруженный вариант уже существующего и применяемого на флоте корабельного вертолета Ка-25. Некоторые военные специалисты склонялись принять предложение Н.И.Камова, но в конечном счете предпочтение было отдано проекту двухдвигательного вертолета ОКБ М.Л.Миля. Военные одобрили аванпроект, но потребовали предусмотреть установку вместо пушки — высокотемпного крупнокалиберного пулемета и вместо существующих управляемых ракет — противотанковый еще только разрабатывавшийся перспективный комплекс “Штурм” со сверхзвуковыми ракетами с полуавтоматическим наведением. Вертолет необходимо было оснастить новым прицельным комплексом, включавшим стабилизированный прицел оператора, автоматический прицел летчика и лазерный дальномер. Предполагалось также оборудовать вертолет круглосуточными обзорноприцельными системами и элементами комплекса обороны от средств поражения.
Разработка эскизного проекта В-24 (Ми-24) началась сразу же после выхода 6 мая 1968 года Постановления ЦК КПСС и Совета Министров. Общее руководство всеми работами осуществлял Генеральный конструктор М.Л.Миль, а после его смерти — главный конструктор М.Н.Тищенко. Непосредственно создание нового вертолета возглавлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов. Ведущим конструктором был назначен В.М.Ольшевец (ныне В.Н.Четкий), ведущими инженерами по летным испытаниям — В.Д.Зернов, Б.В.Смыслов и др. В августе того же года началось рабочее проектирование, а затем и постройка первой опытной машины. В феврале 1969 года правительственная комиссия утвердила макет боевого вертолета. В июне был готов первый опытный экземпляр вертолета. Быстрый темп разработок объяснялся решением М.Л.Миля по возможности использовать для нового вертолета значительную часть наиболее сложных и ответственных агрегатов с уже существующих Ми-8 и Ми-14. Это были в первую очередь двигатели, втулка и лопасти несущего винта, рулевой винт, автомат перекоса, элементы трансмиссии. Опробованный на Ми-14 новый двухвальный двигатель ТВ3-117 главного конструктора С.П.Изотова был в то время одним из лучших и не уступал по своим показателям зарубежным образцам. Он имел взлетную мощность 2200лс, номинальную — 1700лс и удельный вес 0.117кг/лс. В случае остановки одного из двигателей другой автоматически переходил на взлетный режим. Запуск двигателей и обеспечение электроснабжения при невращающихся винтах осуществлялись от вспомогательной силовой установки — газотурбинного двигателя АИ-9.
Двухдвигательный вертолет В-24 (Ми-24), получивший заводское обозначение изделие 240, имел классическую одновинтовую схему с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Крыло служило не только для подвески вооружения, но и “несло” в установившемся полете 19—25% массы машины. Особое внимание при проектировании было обращено на снижение лобового сопротивления. Внешние обводы вертолета имели хорошо обтекаемые аэродинамические формы. Особенностью В-24 являлся наклон оси вала несущего винта и всей силовой установки вправо на 2.5° относительно вертикальной плоскости фюзеляжа, благодаря чему удалось существенно уменьшить углы крена и скольжения вертолета в поступательном прямолинейном полете, неизбежные для всех винтокрылых летательных аппаратов одновинтовой схемы, и тем самым повысить точность стрельбы из неподвижного оружия. В передней двухместной кабине размещались друг за другом стрелок-оператор и летчик, сиденье которого было смещено немного влево. Оператор производил обнаружение и распознавание цели, пуск и наведение противотанковых ракет, управление подвижной пулеметной установкой, сброс бомб. Летчик мог вести огонь из неподвижного оружия, расположенного на подкрыльевых подвесках, и фиксируемого по оси вертолета носового пулемета. В ходе эксплуатации в воинских частях в состав экипажа транспортно-боевого вертолета включали также борттехника. В средней части вертолета находилась вмещающая восемь солдат грузовая кабина с двухстворчатыми открывающимися вверх и вниз дверями по правому и левому бортам. Открывающиеся окна кабины были оборудованы шкворневыми установками для штатного оружия десантников. Пилотская и грузовая кабины образовывали герметичный отсек с небольшим избыточным давлением для исключения проникновения воздуха при полете над зараженной местностью. Передняя кабина была защищена лобовым пуленепробиваемым стеклом и бронированной спинкой сиденья летчика. Кроме того, были установлены бронеплиты по бокам обеих кабин и на капотах двигателей. Грузовая кабина могла использоваться для перевозки грузо
в массой до 1500 кг и эвакуации раненых. Негабаритные грузы массой до 2000кг крепились на внешней подвеске. По бокам фюзеляжа снизу крепились съемные рамы для внешней подвески противотанковых управляемых ракет. В хвостовом отсеке фюзеляжа располагалось электро- и радиооборудование. В-24 был оснащен системой автоматического управления САУ-В24, включавшей автопилот ВУАП-1, малогабаритную гировертикаль и курсовую систему, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15, автоматический планшет, радиосистему ближней навигации с антенно-фидерной системой.
Для разгрузки на больших скоростях полета рулевого винта концевая балка имела относительно большую площадь и несимметричный профиль. Небольшое крыло вертолета имело нулевой угол поперечного V. Под каждой консолью крыла было установлено по два держателя для бомб и блоков реактивных снарядов. Шасси вертолета выполнили убирающимся, при этом основные опоры убирались в отсеки по бокам грузовой кабины, а передняя опора — в специальную нишу в носовой части (назад по полету). Топливо В-24 размещалось в пяти мягких протектированных баках. Его подача продолжалась при повреждении любого из баков. В перегоночном варианте внутри грузовой кабины устанавливались два металлических топливных бака емкостью 1630л. В систему управления вертолетом были включены 4 гидроусилителя, установленные на общей плите на главном редукторе. Управление стабилизатором было кинематически связано с управлением шагом несущего винта. Гидросистема состояла из трех отдельных систем:основной, дублирующей и вспомогательной.
Ввиду того что разработка предусмотренного для В-24 вооружения отставала от постройки первых опытных образцов вертолета, было решено установить на них оружие комплекса К-4В, хорошо зарекомендовавшее себя на вооруженных модификациях Ми-4 и Ми-8. На две подфюзеляжные рамы Ми-24 укрепили по паре управляемых ракет 9М17М противотанкового комплекса “Фаланга-М” с ручной системой наведения, состоящей из танкового визира и радиокомандной линии управления. В носовой части В-24 была смонтирована подвижная пулеметная установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом А-12.7 и простейшим коллиматорным прицелом ПКВ. К четырем балочным держателям, установленным попарно под консолями крыла, могли крепиться либо блоки неуправляемых реактивных снарядов,по 32 ракеты С-5 в каждом, либо бомбы калибра 100 и 250кг. Более тяжелые виды вооружения — 500-кг бомбы и зажигательные баки — подвешивались по одной единице с каждой стороны.
Программа заводских испытаний В-24 (Ми-24) началась 15 сентября 1969 года с подъемов на привязи. Через четыре дня летчик-испытатель Г.В.Алферов осуществил первый свободный полет. Вскоре была построена 2-я опытная машина, вслед за которой заложили установочную серию в десять вертолетов — по пять машин на МВЗ и на арсеньевском машиностроительном заводе “Прогресс”. На них были выполнены почти все заводские испытания по существующим программам для Ми-24 и его последующих модификаций. Один из “арсеньевских” аппаратов создавался как летающая лаборатория для испытаний противотанкового комплекса “Штурм-В”. В испытательных полетах участвовали летчики Г.В.Алферов, Г.Р.Карапетян, М.А.Материальный и др.
Государственные испытания начались в июне 1970 года и продолжались полтора года. Они велись интенсивно и в целом подтвердили все предварительные расчеты. На новом вертолете, несмотря на значительное увеличение по сравнению с Ми-8 скоростей полета, уровень вибраций фюзеляжа оказался относительно невысок. Однако во время полетов испытатели встретились и с рядом проблем, потребовавших внесения существенных изменений в конструкцию вертолета. Так, на скоростях полета свыше 200км/ч с выключенным автопилотом под действием внешних возмущений наблюдались незатухающие или слабозатухающие колебания вертолета по курсу и крену (так называемый “голландский шаг”), требующие постоянного вмешательства летчика в управление. Для улучшения боковой устойчивости было решено установить на вертолет крыло с отрицательным углом поперечного V (-12°). Была выявлена опасность соприкосновения при стрельбе противотанковых управляемых ракет, подвешенных на съемных подфюзеляжных рамах, с вооружением, размещенным под крыльями. Поэтому рамы пришлось ликвидировать, а по концам крыльев установить вертикальные пилоны с закрепленными на них направляющими для ракет “Фаланга”. Таким образом сформировался столь характерный силуэт В-24 — с опущенными крыльями и ПТУР под их законцовками.
В процессе макетных исследований и летных испытаний первых В-24 конструкторы выявили, что кабина слишком тесна для размещения в ней системы “Радуга-Ф” для полуавтоматического наведения противотанковых ракет 9М17П комплекса “Фаланга-П” и установки высокотемпного пулемета ЯкБ-12.7. Тогда на опытном производстве МВЗ передние кабины двух первых прототипов были удлинены. Запущенные в том же году в серийное производство на арсеньевском заводе новые вертолеты строились с удлиненными кабинами и крыльями с отрицательным углом поперечного V, как у доработанных прототипов. Кроме того, по требованию заказчика в кабине оператора были установлены педали и ручки управления — на случай ранения в бою летчика. Однако из-за затянувшейся доводки нового вооружения первые серийные вертолеты оснащались комплексом “Фаланга-М” и пулеметом А-12.7. Эти машины начали поступать в войска в 1971 году под названием Ми-24А (изделие 245). В следующем году, по завершении госиспытаний, эта модификация была официально принята на вооружение. Аппаратами Ми-24 комплектовались отдельные вертолетные полки Советской Армии, входившие в состав общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. В дальнейшем Ми-24 поступили и в отдельные вертолетные полки боевого управления, а с формированием структур Армейской авиации — и в отдельные вертолетные эскадрильи мотострелковых дивизий.
На заводе в Арсеньеве в течение пяти лет всего было построено свыше 240 транспортно-боевых вертолетов Ми-24А. Некоторые из них были выпущены в учебном варианте Ми-24У (изделие 244), прошедшем испытания в 1972 году. На них вместо носового пулемета в передней кабине летчика-инструктора было установлено дополнительное пилотажно-навигационное оборудование. Запуск в серийное производство новой боевой техники до ее официального принятия на вооружение, как и в случае с вертолетом Ми-4, вновь оправдал себя. На этих машинах прошли подготовку летные экипажи и наземный обслуживающий персонал. Вертолеты Ми-24А поставлялись за рубеж и приняли участие в боевых действиях в Афганистане и в локальных конфликтах в Африке и на Ближнем Востоке. Опыт эксплуатации этих машин способствовал их дальнейшей доводке, повышению надежности и боевой эффективности.
Параллельно с внедрением в серийное производство вертолетов Ми-24А ОКБ М.Л.Миля продолжало совершенствовать комплекс вооружения на опытном модернизированном вертолете, получившем название Ми-24Б (изделие 241). От Ми-24 (В-24) и Ми-24А он отличался наличием подвижной пулеметной установки УСПУ-24 с высокотемпным пулеметом ЯкБ-12.7 (Якушева—Борзова), управляемой дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АВ. На установке был реализован автоматический ввод поправок при стрельбе. В состав станции вошел аналоговый вычислитель, сопряженный с системой бортовых датчиков параметров полета. Кроме того, Ми-24Б был оснащен комплексом противотанковых ракет “Фаланга-ПВ” с полуавтоматической системой наведения “Радуга-Ф”. Реализация полуавтоматического управления ПТУР повышала вероятность попадания ракет в цель в три—четыре раза. Гиростабилизированный прибор наведения обеспечивал вертолету возможность маневра в процессе наведения ракеты на цель, что также существенно повышало его боевую живучесть.
Опытные Ми-24Б успешно прошли в 1971—1972 годах первый этап испытаний, но доводка их была остановлена. При эксплуатации Ми-24А в частях выявился их серьезный дефект — недостаточный угол обзора из кабины экипажа. Из-за относительно просторной кабины образовались большие “мертвые” зоны: оператор закрывал летчику вид вперед-вправо, не имея, в свою очередь, возможности обозревать левую заднюю сферу. Стекла “бликовали”. Кроме того, размещение летчиков в общей кабине повышало опасность их одновременного вывода из строя в боевой ситуации. Поэтому в ОКБ М.Л.Миля в начале 1971 года была спроектирована принципиально новая передняя часть вертолета: летчик и оператор размещались в изолированных узких и хорошо защищенных кабинах по схеме тандем на разных уровнях. Обе кабины имели бронестекла. При этом, помимо улучшения обзора, была решена еще одна задача: обеспечивался широкий сектор обзора для прибора наблюдения системы “Радуга-Ф”, без затенения элементами конструкции, и такой же сектор для антенны командной радиолинии управления. Кроме того, в начальный период эксплуатации Ми-24А было выявлено, что на некоторых режимах полета вертолет имеет недостаточную путевую управляемость. Эта проблема была решена в 1974 году переносом рулевого винта с правого борта на левый. Винт из толкающего превратился в тянущий, и за счет изменения направления вращения его тяга значительно увеличилась. В те же годы на Ми-24А прошли испытания пылезащитные устройства (ПЗУ) двигателя. Так окончательно сложился внешний облик армейского транспортно-боевого вертолета.
В начале лета 1972 года новой передней частью с раздельными кабинами были оснащены два опытных В-24. На них предусматривалась установка высокотемпного пулемета ЯкБ-12.7 и — впервые — нового комплекса управляемых противотанковых ракет “Штурм-В”. Поэтому изначально первым модернизированным вертолетам с раздельными кабинами было присвоено название Ми-24В (изделие 242). К сожалению, доводка комплекса “Штурм” затянулась, и в серийное производство в 1973 году поступил вертолет с раздельными кабинами, но с комплексом вооружения, как на Ми-24Б. Этой промежуточной между Ми-24А и Ми-24В модернизированной модели присвоили обозначение Ми-24Д (изделие 246). Ее опытные прототипы получили высокую оценку на совместных государственных испытаниях в 1973—1974 годах. С выпуска в 1973 году пяти первых Ми-24Д начал серийное производство этих вертолетов, параллельно с арсеньевским “Прогрессом”, и ростовский вертолетный завод. Всего до 1977 года было построено около 340 вертолетов Ми-24Д. Созданный в 1980 году учебный вариант Ми-24ДУ (изделие 249) отличался от боевого наличием полного комплекта двойного управления и отсутствием носового пулемета. На экспорт вертолет Ми-24Д поставлялся с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25, а Ми-24ДУ — под обозначением Ми-25У.
Устанавливаемый по требованию заказчика противотанковый комплекс 9К113 “Штурм-В” с управляемыми сверхзвуковыми ракетами 9М114 поступил на испытания в 1972 году. Новая ракета, по сравнению с применяемой в комплексе “Фаланга-ПВ”, отличалась не только большими скоростью и дальностью, но и более высокой вероятностью попадания в цель, а также компактностью. Система управления была радиокомандной полуавтоматической. Испытания комплекса закончились в 1974 году. С внедрением на Ми-24 ПТРК “Штурм-В” вертолет наконец приобрел тот облик, который предусматривался заказчиком еще в самом начале разработки аппарата во второй половине 60-х годов. Другим отличием Ми-24В от предыдущих модификаций стала установка на него высокоэффективного автоматического стрелкового прицела АСП-17В для летчика. Дополнительные топливные баки на изделии 242 крепились уже не внутри фюзеляжа, а подвешивались под крыльями. Ми-24В завершил совместные государственные испытания примерно годом позже Ми-24Д. Посгановлением правительства от 29 марта 1976 года оба вертолета были официально приняты на вооружение. К этому времени в строю находились уже около 400 аппаратов Ми-24А и Ми-24Д. Вертолет Ми-24В мог нести восемь управляемых противотанковых ракет, в то время как его предшественники — только четыре. В 1986 году на нем прошел испытания многозамковый балочный держатель, позволивший увеличить арсенал Ми-24В до 16 ракет 9М114. С 1976 по 1986 год арсеньевский и ростовский заводы выпустили свыше тысячи Ми-24В. В 80-е годы на базе Ми-24В в ОКБ был разработан ряд опытных модификаций и летающих лабораторий (Ми-24М, Ми-24Н, Ми-24Ф и т.д.), оснащенных новым и экспериментальным оборудованием. За рубеж вертолет Ми-24В поставлялся под обозначением Ми-35.
В 1975 году ОКБ М.Л.Миля приступило к испытаниям и доводке давно запланированной “пушечной” модификации Ми-24П (изделие 243). Для ее вооружения была выбрана авиационная двухствольная скорострельная 30-мм пушка ГШ-30К (Грязева—Шипунова), применявшаяся также на самолетах-штурмовиках Су-25. Так как из-за большой массы и значительной отдачи осуществить подвижную установку пушки было невозможно, решили укрепить ее неподвижно вдоль правого борта в носу фюзеляжа и при ведении огня осуществлять прицеливание “всем вертолетом”. Однако доводка модификации затянулась — возникли существенные проблемы с совместимостью орудия и бортового оборудования: в первое время мощная отдача пушки при стрельбе выводила из строя приборы и прицельные системы вертолета. В 1981 году Ми-24П поступил в серийное производство, и за следующие девять лет (до 1989 года) было выпущено свыше 620 таких аппаратов. За рубеж “пушечная” модификация поставлялась под обозначением Ми-35П.
Модификация Ми-24П продемонстрировала целесообразность оснащения вертолета пушечным вооружением, но неподвижность орудия ограничила эффективность его применения. В то же время мощь пушки ГШ-30К была даже чрезмерной — для выполнения ряда операций вполне достаточной была бы пушка калибра 23мм. Поэтому в 1985 году поступил на госиспытания и спустя четыре года пошел в серийное производство модернизированный вертолет Ми-24ВП (изделие 258). На нем, вместо пулеметной установки УСПУ-24, на подвижной носовой установке НППУ-24 разместили двухствольную автоматическую пушку ГШ-23Л. Таким образом, когда серийное производство Ми-24 почти завершалось, вертолет получил то вооружение, которое и предполагалось по замыслу Генерального конструктора М.Л.Миля. Из-за прекращения производства всех вертолетов Ми-24 в 1989 году успели построить только 25 экземпляров Ми-24ВП.
За создание вертолета Ми-24 группу сотрудников ОКБ, среди которых был и Генеральный конструктор М.Н.Тищенко, наградили Ленинской премией, а большой коллектив конструкторов, рабочих и представителей заказчика был удостоен высоких правительственных наград.
Модификации Ми-24В, Ми-24Д и Ми-24П с большой эффективностью применялись в боях в Афганистане и доказали свою незаменимость в качестве уникального средства вооруженной борьбы. Опыт использования Ми-24 в условиях высокогорной местности при постоянно возрастающих возможностях средств ПВО противника показал, что необходим ряд доработок машины: замена двигателей ТВЗ-117 высотными ТВЗ-117В, сохранявшими мощность 1700лс до высоты 1000м при температуре наружного воздуха 40°С (у ТВЗ-117 мощность в аналогичных условиях составляла всего 1420лс), оснащение вертолета ПЗУ и ЭВУ (экранно-выхлопным устройством), многозамковыми балочными держателями, пулеметами ПК и РПК (в грузовой кабине), кассетами ИК-ловушек, станцией активных помех СОЭП-В1А “Липа”, дополнительным бронированием, пенополиуретановым заполнителем топливных баков и другими средствами повышения боевой живучести и эффективности. Для защиты задней полусферы вертолета в 1985 году в ОКБ М.Л.Миля предложили установить в хвостовой части фюзеляжа на месте радиоотсека пулеметную точку с крупнокалиберным пулеметом НСВТ-12.7 “Утес”. Стрелок проникал в этот отсек через узкий лаз из грузовой кабины вертолета. Испытания опытного Ми-24 с хвостовой пулеметной установкой показали, что размещение дополнительного члена экипажа в корме машины значительно смещало центровку вертолета, кроме того, загазованность в кабине стрелка превышала допустимые пределы. В связи с этим от хвостовой огневой точки пришлось отказаться, а чтобы своевременно информировать летчика о возможной угрозе со стороны задней полусферы, установили систему зеркал заднего обзора.
До распада Советского Союза вертолет Ми-24 в различных модификациях поставлялся более чем в 20 государств мира, в том числе в страны Варшавского Договора, Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Индию, Ирак, Ливию, Мозамбик, Никарагуа, Перу, Северную Корею, Северный Йемен, Сирию, Югославию, Южный Йемен, Эфиопию и др. Вертолет-штурмовик Миля принимал участие в более чем трех десятках вооруженных конфликтов, т.е. сегодня его можно назвать самой “повоевавшей” машиной из всех боевых вертолетов мира. В ходе ирано-иракской войны вертолеты Ми-24 не раз вступали в воздушную схватку с боевыми вертолетами “Си Кобра” ВВС Ирана и выходили победителями, а в одном из боев иракский Ми-24 даже поразил иранский истребитель F-4 “Фантом”.
Для наращивания огневой мощи вертолетов Ми-24 всех модификаций в конце 70-х годов были разработаны подкрыльевые контейнеры ГУВ (гондолы универсальные вертолетные) с двумя вариантами оснащения: либо один пулемет ЯкБ-12.7 и два таких же высокотемпных пулемета ГШГ-7.62 (ТКБ-621) калибра 7.62мм, либо гранатомет АГ017 “Пламя” калибра 30мм. В дальнейшем на боевых вертолетах стали устанавливать универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23 калибра 23мм. Кроме блоков неуправляемых реактивных снарядов малого (57мм) калибра С-5 на Ми-24 стали использовать блоки неуправляемых ракет С-8 (калибра 80мм), а также более крупные НАР типа С-13 (122мм) и С-24 (240мм), блоки осветительных ракет, универсальные контейнеры малых грузов КМГ-У, различные бомбы калибра до 500кг. В опытном порядке была проверена возможность оснащения Ми-24 и другими типами вооружения, в том числе ракетами класса “воздух—воздух” Р-60, Р-73 и 9М39 “Игла”. Во второй половине 80-х годов некоторые Ми-24В в войсках были дооборудованы держателями под ракеты Р-60.
Все серийные военные вертолеты Ми-24А, Ми-24В, Ми-24Д, Ми-24П и Ми-24ВП применялись для решения задач общеармейского характера в трех основных вариантах: боевом — для борьбы с танками, огневой поддержки наземных войск и тактических десантов, уничтожения точечных целей, опорных пунктов и десантов противника; транспортном — для высадки тактических десантов и разведывательно-диверсионных групп, перевозки войск и грузов и снабжения передовых частей; санитарном — для эвакуации с поля боя раненых и больных (двух лежачих и двух сидячих с одним сопровождающим).
Все это время ОКБ не прекращало разработок специализированных модификаций вертолета Ми-24. Наличие вместительной грузовой кабины и высокая энерговооруженность аппарата обусловили появление различных предложений, касающихся областей его использования. В частности, в 1970 году был создан проект многоцелевого морского корабельного вертолета Ми-24М (изделие 247), но, дабы “не переходить дорогу” традиционному разработчику палубной авиации — ОКБ Н.И.Камова, М.Л.Миль распорядился прекратить работы по данной тематике. Только в 1973 году по срочному заданию правительства на базе Ми-24А милевцами была построена и испытана опытная модификация — минный тральщик Ми-24БМТ (изделие 248). Для этого с исходной модели сняли весь комплекс вооружения, броню и крылья, а шасси сделали неубирающимся. В фюзеляже разместили траловое устройство и установили дополнительный топливный бак. Но Ми-24БМТ серийно не строился, так как более эффективным в качестве вертолета противоминной обороны оказался Ми-8БТ.
В 1975 году на одном из опытных Ми-24 был опробован экспериментальный рулевой винт типа фенестрон. Он не получил практического применения, так как испытания показали, что фенестрон оказывается весьма эффективным на сравнительно легких вертолетах, а на таких тяжелых аппаратах, каким являлся Ми-24, применение его нецелесообразно. Тогда же в ОКБ М.Л.Миля создали на базе одного из первых Ми-24 модификацию вертолета А-10, максимально облегченную и с обтекателями вместо крыльев. Летом 1975 года экипаж Г.Расторгуевой установил ряд женских мировых рекордов скорости и скороподъемности, а 21 сентября 1978 года Г.Карапетян установил абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов — 368.4км/ч. Во время создания перспективного боевого вертолета Ми-28 его предшественник Ми-24 успешно использовался в качестве летающей лаборатории для испытания различных агрегатов нового аппарата, в том числе несущего и рулевого винтов, вооружения и пилотажно-приборного оборудования.
Для ведения радиационно-химической разведки с передачей информации с борта по радиоканалам связи на наземные пункты в конце 1978 года один вертолет Ми-24В был переоборудован в модификацию Ми-24Р (изделие 2462), оснащенную улучшенной системой жизнеобеспечения экипажа, с двумя дополнительными местами для химиков-разведчиков, соответствующим оборудованием для взятия проб воздуха и грунта, в том числе уникальным дистанционно-управляемым экскаватором на подкрыльевом пилоне, а также с аппаратурой анализа и передачи результатов разведки. С 1983 по 1989 год было выпущено свыше 160 таких модификаций. Вертолеты Ми-24Р использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1989 году исходная модель Ми-24Р была подвергнута модернизации и названа Ми-24РА. Ее оборудовали более совершенной аппаратурой связи и обработки информации, что позволило исключить из экипажа одного химика-разведчика.
В 1979 году на МВЗ им. М.Л.Миля создается модификация Ми-24К (изделие 201), предназначенная для визуального наблюдения за полем боя, расположением войск противника, корректирования ракетной и артиллерийской стрельбы, а также перспективного фотографирования местности. Вместо “Радуги” разведчик-корректировщик Ми-24К получил систему наблюдения “Ирис” с увеличенным сектором обзора. В его грузовой кабине был установлен бортовой разведывательно-корректировочный комплекс “Рута”, состоящий из оптического наблюдательного прибора, бортовой вычислительной машины и устройства преобразования информации, а также фотоаппарат АФА-100 для съемки через специальное окно с правой стороны фюзеляжа. Управление комплексом осуществлял летчик-оператор из своей кабины. С 1983 по 1989 год было построено около 170 воздушных корректировщиков.
В 1981 году ростовский филиал создал опытный образец модификации Ми—24ТЭЧ—24, оснащенной комплексом оборудования, предназначенного для проведения регламентных работ и ремонта вертолетов Ми-24 в полевых условиях.
Вертолеты Ми-24 в настоящее время по-прежнему являются основным типом боевых ЛА Армейской авиации России, других республик СНГ, а также ряда стран Восточной Европы и третьего мира. Поэтому на МВЗ им. М.Л.Миля под руководством Генерального директора — Генерального конструктора Г.А.Синельщикова продолжают заниматься глубокой модернизацией существующего парка вертолетов Ми-24 с целью продления сроков их службы, повышения боевой эффективности, улучшения летно-технических и эксплуатационных характеристик. Большое внимание уделяется проблеме использования на Ми-24 вооружения, оборудования и агрегатов боевого вертолета нового поколения Ми-28. Модернизированный вариант транспортно-боевого вертолета носит название Ми-24ВМ (для зарубежных заказчиков — Ми-35М). Он будет оснащен более совершенными высотными двигателями ТВЗ-117ВМА, новой несущей системой и Х-образным рулевым винтом, современным приборным оборудованием, усиленной гидравликой, неубирающимся (для экономии массы) шасси, дополнительными средствами снижения заметности и повышения живучести, подвижным двухствольным автоматическим орудием ГШ-23В, укороченным крылом с узлами подвески 16 управляемых противотанковых ракет 9М120 комплекса “Атака-В” или зенитных ракет 9М39 комплекса “Игла-В” и т.д.
Для подразделений Министерства внутренних дел в 1995 году была подготовлена патрульно-спасательная модификация Ми-24ПС с различными вариантами вооружения и оборудования. Специальная версия Ми-24 предлагается для экологических исследований. Модернизация армейского транспортно-боевого вертолета не прекращается, она постоянно ведется как на МВЗ им. М.Л.Миля, так и на заводе в Ростове.