От СанитарЖеня Ответить на сообщение
К 699622 Ответить по почте
Дата 14.06.2009 16:18:03 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; WWI; Фортификация; Версия для печати

Re: а влияет...

>Логически кажется, что для металлических шпал допустимая масса поезда должна быть выше.

Это неверная логика. У металлических шпал сечение меньше. Поэтому прямой зависимости нет, а для конкретного ответа надо сравнивать немецкий профиль
http://www.oberbauhandbuch.de/typo3temp/pics/a8d7c18418.jpg


(9-12мм металл)
с русской шпалой от 105мм до 150мм
http://www.shpala.ru/index.shtml?gost78-89.html

В общем, мемуарист темнит...

Впрочем, дальше, когда речь не о том, как ему было страшно и отвечать за возможную катастрофу, и прямо заявлять о том, что ехать с желаемой царю скоростью опасно, он несколько более объективен:
"Ехали также двумя паровозами, причем вагон министра путей сообщения, хотя и был несколько облегчен снятием некоторых аппаратов с левой стороны, но никакого серьезного ремонта во время стоянки поезда в Севастополе сделано не было; кроме того его поставили во главе поезда. Таким образом поезд шел с несоответствующей скоростью, двумя товарными паровозами, да еще с не вполне исправным вагоном министра путей сообщения во главе. Произошло то, что я предсказал: поезд вследствие качания товарного паровоза от большой скорости, несвойственной для товарного паровоза, выбил рельс. Товарные паровозы конструируются без расчета на большую скорость и поэтому, когда товарный паровоз идет с несоответствующей ему скоростью, он качается; от этого качания был выбит рельс и поезд потерпел крушение.
...
...сердцевина, в чем держатся костыли, которыми придерживаются рельсы к шпале, — эти части шпал были совершенно целы."

То есть реальная причины:
1. Назначение руководителями некомпетентных лиц:
"у министра путей сообщения адмирала Посьета была страсть к различным, можно сказать, железнодорожным игрушкам. Так, например, к печам различного отопления и к различным инструментам для измерения скоростей; все это ставилось и прикреплялось на левую сторону вагона. Таким образом тяжесть левой стороны вагона значительно увеличилась, а потому вагон накренился на левую сторону.
...
...инженера Салова, который в это время был начальником управления железных дорог. Человек он был несомненно умный, толковый и знающий, но практически мало был знаком с делом. Он держал в руках, в сущности, и министра путей сообщения, и барона Шерваля, но эксплоатации железных дорог совсем не знал.
...
Салов, чтобы иметь силу, делал еще и то, что пожалуй, делает нынче Столыпин. Столыпин всюду, чтобы иметь силу, сажает своих родичей, чтобы все они его слушались и не могли его критиковать; Салов же, не имея родичей, сажал всюду своих различных товарищей, самых глупых и неспособных людей. И вот, таким образом, он инспектором императорских поездов посадил барона Таубе, который был милейшим, очень хорошим человеком, но глупым и ничего не знающим."
2. Отсутствие в России скоростных большегрузных паровозов (в результате чего тянули двумя товарными).
3. Общая боязнь говорить правду (на фоне которой Витте мог казаться дерзким правдоискателем).

Что же до объяснения "неметаллическими шпалами" - то это явная отмазка причиной, которую быстро не устранить (более тяжёлые рельсы в России производились, и отсутствовали на данной ж/д по экономическим причинам; точно так же использовать взамен дешёвого песчаного балласта дорогую щебёнку в принципе можно было бы - но попробуй Витте сделать это, его бы, за резкое снижение прибыли, быстро бы лишили места с 50 тысячами рублей в год; а вот металлических шпал не производилось...).